«Кругом далёкая равнина…» А. Блок
* * * Кругом далекая равнина,
Да толпы обгорелых пней.
Внизу – родимая долина,
И тучи стелются над ней.Ничто не манит за собою,
Как будто даль сама близка.
Здесь между небом и землею
Живет угрюмая тоска.Она и днем и ночью роет
В полях песчаные бугры.
Порою жалобно завоет
И вновь умолкнет – до поры.И всё, что будет, всё, что было, –
Холодный и бездушный прах,
Как эти камни над могилой
Любви, затерянной в полях.
26 августа 1901 г., Мелево.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения А. Блока «Кругом далёкая равнина…»
Стихотворение написано в 1901 году. Ситуация написания стихотворения – кризис отношений с любимой девушкой, который творчески преломляется в сознании на впечатлительного поэта-символиста, когда исповедь преобладает над вымыслом. Лирический герой, хотя и не тождественен автору, в большой мере отражает его умонастроения и переживания.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- метафоры – «толпы пней», «могила любви» – используя слова «пень» и «могила», автор проводит идею окончательной потери, безвозвратного конца;
- эпитеты – «родимая долина», «угрюмая тоска», «холодный, бездушный прах» – являются выражением авторского отношения;
- оксюморон – «даль близка», то есть не вызывает желания приблизиться, исследовать ее, изведать неизведанное;
- антонимы «небо – земля», «день – ночь», в том числе контекстуальные – «завоет – умолкнет» – являются способом отразить полярные стороны действительности;
- олицетворения – «живет тоска», «тучи стелются», «тоска роет, завоет, умолкнет» – отсылка к образу воющей собаки создает тревожное настроение, предчувствие грядущей беды;
- анафорический лексический повтор – «все, что будет, все, что было» – концентрирует внимание на неизбывности и всеобщем характере чувств;
- инверсию – «живет тоска» – прием позволяет создать акцент на слове «тоска», точно отразить внутренний мир героя;
- синонимы – «поля, равнина, долина», «холодный, бездушный» – всесторонне описывают картину происходящего;
- многосоюзие – «и днем и ночью», прием дает возможность изобразить непрерывность, характер охватившего героя чувства.
Статическая картина создана автором благодаря минимальному количеству глаголов.
Три строфы словно рисуют декорацию, на фоне которой действует лирический герой. Последняя строфа содержит формулировку вывода о тотальной бесперспективности, что подчеркивается оборотом «между небом и землей» и тезисом о затерянной могиле. Представить нарисованную картину одиночества, смерти любви помогают образы унылых песчаных бугров, похожих, как близнецы, один на другой, а также «кладбищенская» лексика – «прах», «могила».
Стихотворение пронизано упадническими настроениями, тоской и меланхолией. Обгорелые пни – яркий образ отпылавшего, как полагает лирический герой, чувства, а также далекого безрадостного будущего. Закрытая тучами родимая долина – воспоминания об утраченном счастье. Автор презентует героя, который не ожидает от жизни ничего позитивного.