Как писать стихи

«Ларчик» И. Крылов


«Ларчик» Иван Крылов

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.
_____

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Анализ, мораль басни Крылова «Ларчик»

Басня И.А. Крылова «Ларчик» впервые прочитана автором на вечере у князя Шаховского в 1807 году. Произведение отлично иллюстрирует народную поговорку «На каждого мудреца довольно простоты», осуждает самонадеянность, навязчивость, хвастовство и педантизм. Знаменитый механик хотел сделать себе рекламу, выставить себя в выигрышном свете, а вышло совсем наоборот: хвастун, пусть и с квалификацией, попал в неловкое положение. Недалекий человек становится заложником своих знаний – необходимость поддерживать собственный авторитет исключает для него возможность простых решений. Логическая цепочка, которую он выстраивает, такова: раз без замка – значит, непременно с секретом.

Басню предваряет вывод, который подкрепляется ходом развития нехитрого сюжета. Текст описывает преимущественно действия, поэтому эпитеты почти отсутствуют, едва ли не единственный из них — «прекрасный ларчик» — образно характеризует объект усилий ретивого механика. Риторическими восклицаниями выделены ключевые фразы: «Не смейтесь так исподтишка!» и «Не тут, не так, не там!», когда окружающие выказывают недоверие его словам и выражают сомнение в его возможностях.

Антитеза – «труд (физические усилия) и мудрость (умственные усилия) … там, где стоит … за дело просто взяться», «те шепчутся, а те смеются» — удивительным образом не противопоставляет тезисы, а объединяет их для совместной иллюстрации главного посыла автора. Прием многосоюзия — «и труд и мудрость», «то гвоздик, то другой, то скобку» — позволяет автору распространить предложения и отразить событие объемно и точно.

Использование фразеологизма «голову ломает» оживляет речь, придает ей свежесть и простонародный оттенок, так же, как и просторечный оборот «в глаза кидался (обращал на себя внимание, бросался — в переносном значении)», устаревшее наречие «пуще» в значении «больше, сильнее».

Среди других средств художественной выразительности Иван Андреевич находит яркие метафоры — «механики мудрец», «отыщу секрет», «голову ломает», «видеть труд и мудрость», «ларец с секретом», прибегает к метонимии — «отыщу секрет», инверсии — «от мастера ларец», «ларчик просто открывался», «принялся он», «в ушах лишь только отдается» — чтобы перенести логический акцент на последнее слово в строке.

Лексические повторы — «да, да, уверен в этом», «потел, потел», «не тут, не так, не там» — усиливают впечатление, производимое на читателя, подчеркивает ненужные старания горе-мастера, напускающего на себя важность, и насмешки свидетелей этих стараний.

Ряды однородных сказуемых — «отыщу… и открою, …стою», «принялся, «вертит…, голову ломает, пожимает», «потел, потел, устал, отстал, … не догадался» — подчеркивают преобладание действия, избыточность усилий механика. Комментарии и смех зрителей подстегивают его усердие – попытки открыть шкатулку становятся суетливыми и жалкими. Крылов также прибегает к перифразу – «механик, ироничное «механики мудрец».

Ларчик (уменьшительная форма слова «ларец» – шкатулка, коробок) выбран автором, как занятная вещица, и прежде всего для эстетического наслаждения. Эта безделушка (иногда — с секретом) призвана тонкостью свей работы, отделки и драгоценным материалом удивлять владельца и его гостей. И надо признать, что задумка мастера-изготовителя вполне удалась.

Исчерпывающий лаконизм формулировок является причиной того, что басня «Ларчик» чрезвычайно популярна и буквально разобрана на цитаты. Она актуальна и в наши дни. Это призыв к здравому смыслу, сметливости и рациональности при безусловном уважении к знаниям и трудолюбию.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах