Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Ларчик» И. Крылов

          Случается нередко нам
          И труд и мудрость видеть там,
          Где стоит только догадаться,
               За дело просто взяться.
––––––
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату Механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
               Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
     Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В Механике и я чего-нибудь да стою».
     Вот за Ларец принялся он:
     Вертит его со всех сторон
          И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
          Тут, глядя на него, иной
               Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
          В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
     Потел, потел; но, наконец, устал,
               От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
     А Ларчик просто открывался.

Не позднее начала мая 1807 г.
«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга первая».

Анализ, мораль басни Крылова «Ларчик»

Басня И. А. Крылова «Ларчик» впервые прочитана автором на вечере у князя Шаховского в 1807 году. Произведение отлично иллюстрирует народную поговорку «На каждого мудреца довольно простоты», осуждает самонадеянность, навязчивость, хвастовство и педантизм. Знаменитый механик хотел сделать себе рекламу, выставить себя в выигрышном свете, а вышло совсем наоборот: хвастун, пусть и с квалификацией, попал в неловкое положение. Недалекий человек становится заложником своих знаний – необходимость поддерживать собственный авторитет исключает для него возможность простых решений. Логическая цепочка, которую он выстраивает, такова: раз без замка – значит, непременно с секретом.

Басню предваряет вывод, который подкрепляется ходом развития нехитрого сюжета. Текст описывает преимущественно действия, поэтому эпитеты почти отсутствуют, едва ли не единственный из них – «прекрасный ларчик» – образно характеризует объект усилий ретивого механика. Риторическими восклицаниями выделены ключевые фразы: «Не смейтесь так исподтишка!» и «Не тут, не так, не там!», когда окружающие выказывают недоверие его словам и выражают сомнение в его возможностях.

Антитеза – «труд (физические усилия) и мудрость (умственные усилия) … там, где стоит … за дело просто взяться», «те шепчутся, а те смеются» – удивительным образом не противопоставляет тезисы, а объединяет их для совместной иллюстрации главного посыла автора. Прием многосоюзия – «и труд и мудрость», «то гвоздик, то другой, то скобку» – позволяет автору распространить предложения и отразить событие объемно и точно.

Использование фразеологизма «голову ломает» оживляет речь, придает ей свежесть и простонародный оттенок, так же, как и просторечный оборот «в глаза кидался (обращал на себя внимание, бросался – в переносном значении)», устаревшее наречие «пуще» в значении «больше, сильнее».

Среди других средств художественной выразительности Иван Андреевич находит яркие метафоры – «механики мудрец», «отыщу секрет», «голову ломает», «видеть труд и мудрость», «ларец с секретом», прибегает к метонимии – «отыщу секрет», инверсии – «от мастера ларец», «ларчик просто открывался», «принялся он», «в ушах лишь только отдается» – чтобы перенести логический акцент на последнее слово в строке.

Лексические повторы – «да, да, уверен в этом», «потел, потел», «не тут, не так, не там» – усиливают впечатление, производимое на читателя, подчеркивает ненужные старания горе-мастера, напускающего на себя важность, и насмешки свидетелей этих стараний.

Ряды однородных сказуемых – «отыщу… и открою, …стою», «принялся, «вертит…, голову ломает, пожимает», «потел, потел, устал, отстал, … не догадался» – подчеркивают преобладание действия, избыточность усилий механика. Комментарии и смех зрителей подстегивают его усердие – попытки открыть шкатулку становятся суетливыми и жалкими. Крылов также прибегает к перифразу – «механик, ироничное «механики мудрец».

Ларчик (уменьшительная форма слова «ларец» – шкатулка, коробок) выбран автором, как занятная вещица, и прежде всего для эстетического наслаждения. Эта безделушка (иногда – с секретом) призвана тонкостью свей работы, отделки и драгоценным материалом удивлять владельца и его гостей. И надо признать, что задумка мастера-изготовителя вполне удалась.

Исчерпывающий лаконизм формулировок является причиной того, что басня «Ларчик» чрезвычайно популярна и буквально разобрана на цитаты. Она актуальна и в наши дни. Это призыв к здравому смыслу, сметливости и рациональности при безусловном уважении к знаниям и трудолюбию.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБасни Крылова
Басни


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах