«Ласточка» Н. Заболоцкий
Славно ласточка щебечет,
Ловко крыльями стрижет,
Всем ветрам она перечит,
Но и силы бережет.
Реет верхом, реет низом,
Догоняет комара
И в избушке под карнизом
Отдыхает до утра.Удивлен ее повадкой,
Устремляюсь я в зенит,
И душа моя касаткой
В отдаленный край летит.
Реет, плачет, словно птица,
В заколдованном краю,
Слабым клювиком стучится
В душу бедную твою.Но душа твоя угасла,
На дверях висит замок.
Догорело в лампе масло,
И не светит фитилек.
Горько ласточка рыдает
И не знает, как помочь,
И с кладбища улетает
В заколдованную ночь.
1958 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Ласточка»
В позднем произведении, датированном 1958 г., автор обращается к образу ласточки, трактовки которого приобрели статус сложившейся традиции в рамках русской лирики.
Первое восьмистишие открывается динамичным изображением: лирическое «я» увлеченно следит за движениями быстрой птицы. Стремительная ласточка проворно изменяет траекторию своего полета, однако смелость пернатой героини имеет известные границы: способная противостоять ветрам, она не растрачивает свои силы попусту. Субъекту речи приятно наблюдать за своей героиней. Благосклонное отношение продемонстрировано наречиями «славно» и «ловко», значения которых обладают коннотациями положительной оценки. Гнездо, в котором «отдыхает» персонаж, ласково названо «избушкой».
Начало центральной строфы дополняет эмоциональную реакцию героя: подобное проворство достойно удивления. Вдохновленный зрелищем, лирический субъект приступает к решительным действиям. Опираясь на традиционную ассоциацию образа ласточки с человеческой душой, поэт смещает акценты лирического повествования с реального плана на символический.
С жалобным криком душа-касатка устремляется в далекий «заколдованный» край. Ее цель – пробудить себе подобную, родную и «бедную» душу возлюбленной. Попытки старательной исполнительницы не приносят успеха. Подчеркивая невозможность отклика, поэт деперсонализирует образ души адресата. Последний метафорически отождествляется с покинутым домом, двери которого закрыты на замок. При помощи мотива угасания появляется еще одна иносказательная конструкция: мертвая душа подобна лампе, фитиль которой потух. Субъект речи теряет надежду спастись от одиночества.
В финальных строках крепнут мрачные интонации, контрастирующие с бодрым жизнерадостным настроением зачина. Убедившись в провальном итоге миссии, отчаявшаяся душа-ласточка покидает печальный край. Он назван кладбищем. В оригинальной трактовке общеупотребительная лексема изменяет значение, указывая на место, где тела лишены духовного начала.
Образ заколдованной ночи, завершающий текст, противопоставлен оптимистичной картине дневной суеты, смоделированной в начальной строфе. Порыв вдохновения завершился катастрофой, погрузив лирическое «я» в меланхолию. Светлым ореолом, отчасти смягчающим грустный финал, остается образ птицы – нежной, прекрасной и хрупкой, как земная красота.
Автор: Николай Заболоцкий