«Легенда о Марко» М. Горький
В лесу над рекой жила фея, В реке она часто купалась; Но раз, позабыв осторожность, В рыбацкие сети попалась. Ее рыбаки испугались… Но был с ними юноша Марко; Схватил он красавицу-фею И стал целовать ее жарко. А фея, как гибкая ветка, В могучих руках извивалась, Да в Марковы очи глядела И тихо чему-то смеялась… Весь день она Марко ласкала, А как только ночь наступила – Пропала веселая фея, – У Марко душа загрустила… И дни ходит Марко, и ночи В лесу над рекою Дунаем, Все ищет, все стонет: «Где фея?» Но волны смеются: «Не знаем». Но он закричал им: «Вы лжете! Вы сами играете с нею!» И бросился юноша глупый В Дунай, чтоб найти свою фею Купается фея в Дунае, Как раньше до Марко купалась; А Марко уж нету… Но, все же, О Марко хоть песня осталась. . . . . . . . . . . . . . . . А вы на земле проживете, Как черви слепые живут: Ни сказок про вас не расскажут, Ни песен про вас не споют!
1892 г.
Анализ стихотворения Горького «Легенда о Марко»
«Легенда о Марко» – это увлекательная история, воплощенная в стихотворной форме Максимом Горьким в 1892 году. Тогда она не была самостоятельным произведением, а вошла в состав сказки «О маленькой фее и молодом чабане (Валашская сказка)». В 1902 году Горький переработал произведение и выпустил его заново. Композитор А. Спендиаров впоследствии положил стихотворение на музыку. С 1903 года стихотворение неоднократно переиздавалось под разными названиями («Рыбак и фея», «Фея», «Валашская сказка»), однако не вошло в собрания сочинений М. Горького.
В произведении очень живо и красочно рассказывается о любви молодого рыбака Марко к прекрасной фее. По сюжету во время рыбной ловли люди замечают в сетях фею. В страхе перед потусторонним духом они отбрасывают сети, но среди них отыскивается храбрец – юноша Марко. Он без трепета прижимает к себе волшебное создание и целует ее. Фея остается в руках героя целый день, смеясь и одаривая его ласками. Но с наступлением ночи фея исчезает, оставляя Марко страдать от тоски. Он долго скитается в поисках запавшей в сердце, но никто не может сообщить ему, где искать фею. Тогда он бросается в воды Дуная и погибает.
В финале автор-рассказчик делает вывод. Хотя поэт называет героя глупым, он сопереживает ему и не осуждает героя за лишение себя жизни. Вместо этого он корит людей, говоря, что их жизни недостойны того, чтобы о них слагали песни. Драма очарованного Марко представляется ему более возвышенной, чем смирение и страх перед чудесами, присущее большинству людей.
Не только присутствие волшебного персонажа, но и такое «нехристианское» отношение к самоубийству главного героя приближает стихотворение по духу к античным мифам, где смерть не всегда является трагическим событием. Атмосфера языческой мистерии усиливается благодаря отсылкам к мифологии. В поисках феи Марко обращается к реке. Автор олицетворяет Дунай, отвечая словами волн:
Всё ищет, всё стонет: «Где фея?»
А волны смеются: «Не знаем!»
Образы феи и говорящих волн напоминают читателю о сиренах, завлекающих мореходов в свои объятия, отсылают к другим древнегреческим мифам, в которых земные мужчины влюбляются в нимф и богинь.
Представляется, что с помощью этих символов М. Горький стремился передать мысль о том, что мерилом жизни является любовь. Неважно, рыбак испытывает это чувство или кто-либо другой, неважно, кто объект его страсти. Если сердце пылает любовью, значит, оно горит, а его хозяин тратит жизнь не попусту. Те, кто любит даже обреченной на несчастье любовью, всегда выше тех, кто живет по привычке:
А вы на земле проживёте,
Как черви слепые живут.
Поэтому-то «Легенда о Марко» не может считаться трагическим произведением. Это гимн самой любви, чувству, которое наполняет существование человека смыслом.
Автор: Максим Горький