Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Лягушки, просящие Царя» И. Крылов

   Лягушкам стало не угодно
    Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
   Без службы и на воле жить.
    Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
На сей однако ж раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
  И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
    Со всех Лягушки ног
    В испуге пометались,
   Кто как успел, куда кто мог,
И шопотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на-диво был им дан:
   Не суетлив, не вертопрашен,
   Степенен, молчалив и важен;
   Дородством, ростом великан,
   Ну, посмотреть, так это чудо!
   Одно в Царе лишь было худо:
  Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:

Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
   Но так как в свете чуда нет,
  К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:
   Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
  Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
   К Царю садятся уж и задом.
  Царь терпит всё по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
    Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
   Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
   Дал подлинно Царя на славу!
   Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля,
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
    Нет правых никого;
    Зато уж у него,
Что́ завтрак, что́ обед, что́ ужин, то расправа.
    На жителей болот
    Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
  И всякого, кого ни встретит он,
   Тотчас засудит и – проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье, и стон,
    Чтоб им Юпитер снова
   Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
«Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные», вещал им с неба глас:

   «Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
  Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
  Другой вам дан – так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

Анализ басни Крылова «Лягушки, просящие Царя»

Басня И. А. Крылова, уже занявшего свое место на отечественном поэтическом Олимпе, «Лягушки, просящие царя» увидела свет в 1809 году. Оригинальный сюжет и слог сразу привлекли внимание современников. В этой басне, как ни в одной другой басне Ивана Андреевича, чувствуется народная стилизация – так много в ней свежих разговорных оборотов. Для обеспечения рифмовки автор экспериментирует с ударениями – «сквозь аир (болотное растение) и осоку», «подползть с преданностью дерзнули», «тошнее …засух», с написанием – «инова».

Для полного понимания смысла басни значение некоторых слов нужно уточнить: «сродно» – «свойственно», «пособить» – «помочь», «Зевес» – «Зевс», «пометались» – «заметались», «по кельям дивовались» – «удивлялись, сидя по норам», «превысока – краткая форма от прилагательного «превысокая» – «важная, почетная», «подползть» – устаревшая разговорная форма глагола «подползти», «подлинно» – «действительно», «на диво» – «удивительный». В тексте имеется устаревшая падежная форма – «иного нраву», усечения прилагательных «народное» – «народно», трясинное» – «трясинно».

Автор использует следующие средства художественной выразительности: метафоры – «ходенем (ходуном) пошло государство», «жители болот», «шепотом дивовались», «в лягушках недочет», аллитерацию – «кто как успел, куда кто мог», «царь по царству ходит», олицетворение – «приходит год», инверсию – «стали … царя они просить», «со всех лягушки ног в испуге пометались», «царь тошнее им засух», «нет правых никого».

Небольшое количество эпитетов – «трясинно государство», «болотная держава», «теплые молитвы», «черный год», «превысока особа», «великий (в значении «большой») недочет» – объясняется тем, что в тексте преобладает действие. Для всесторонней характеристики явлений, событий поэтом использованы длинные ряды однородных членов предложения: определений – «не суетлив, не вертопрашек, степенен, молчалив и важен; дородством, ростом великан», обстоятельств – «ничком, бочком, рядом, задом», «со страхом, украдкой, издали, сквозь аир и осоку», сказуемых – «ходит, встретит, засудит, проглотит».

Другие выразительные средства, присутствующие в тексте басни – анафора – «а там, кто посмелей, … а там, которые поудалей», «дай сесть, дай попытаться», синонимы – «Зевес – Юпитер», «трясинно государство – болотная держава», многосоюзие – «что завтрак, что обед, что ужин», эллипсис – «засудит и – (тут же) проглотит. Вот пуще прежнего (раздается) и кваканье, и стон», сравнение – «глотает их, как мух», лексический повтор – «в свете чуда нет, к которому б не пригляделся свет», словосочетание «их Царь» в предпоследней строфе повторяется трижды, антитеза – «слишком тих – очень лих», старославянизм «глас».

Стихийный характер лягушиных желаний, их метания и эмоциональную реакцию на них богов подчеркивают риторические восклицания – «Ну, посмотреть, так это чудо!», «…чтоб им Юпитер дал царя на славу!», «Живите…, чтоб не было … хуже!» – и риторические вопросы – «Почто ж вы прежде жить … не умели? Не мне ль… покоя не было от вас? Не вы ли …мне уши прошумели? Вам дан был царь?»

Наряду разговорной и даже просторечной лексикой – «поудалей», «посмелей», «вертопрашек» (уменьшительное от «вертопрах» – «легкомысленный человек»), «треснулся» – в тексте присутствует лексика высокого стиля – «вещал», «небеса», «дерзнули», деепричастия «чтя» (от «чтить»), «внемля» (от «внимать» – «выслушивать, «принимать во внимание»), которая лишь подчеркивает авторскую иронию. Она же выражена фразой с саркастической авторской ремаркой «со страху отдохнули», «им нельзя (как это ни ужасно!) ни носа выставить, ни квакнуть безопасно».

Автор пренебрежительно относится к своему коллективному персонажу – он заранее называет речи лягушек вздором. В образах Лягушек автор изображает человеческое сообщество – в частности, трусливых обывателей. Басня бичует такие людские пороки как стадный инстинкт, суетливость, дилетантизм, желание быстрых и простых решений по важным общественным вопросам, готовность слепо передать свою судьбу в чужие руки. Лягушки хотят перемен, ориентируясь на собственные представления о природе власти, игнорируя объективные процессы развития общества, которые они даже не в состоянии осознать, и последствия этих перемен.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах