Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Блок

«Не доверяй своих дорог…» А. Блок

* * *

Не доверяй своих дорог
Толпе ласкателей несметной:
Они сломают твой чертог,
Погасят жертвенник заветный.

Все, духом сильные, – одни
Толпы нестройной убегают,
Одни на холмах жгут огни,
Завесы мрака разрывают.

25 июня 1900 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Ante Lucem» (1898–1900).

Анализ стихотворения Блока «Не доверяй своих дорог…»

Молодой автор, обратившийся к классической теме предназначения поэзии, уверен в избраннической роли тех, кто владеет художественным словом. Блоковский «младой певец», только осознавший странный и мучительный «свет» собственного дара, готов к «страшному смеху» обывателей. Он убежден, что его высокой тоске, запечатленной в стихотворениях, суждена вечная жизнь.

Композиция произведения 1900 г. построена на антитезе, компонентами которой выступают образы вдохновенного поэта и низменной толпы. Решение известной темы близко к пушкинской трактовке: «взыскательный художник» безразличен к мнению сомнительных и непостоянных ценителей, он дорожит свободой творчества, стремится к саморазвитию. Истинный поэт с достоинством принимает печальный удел – одиночество, расценивая его как плату за независимость.

Блоковские строки перекликаются с пушкинским текстом «Поэту», напутствующим молодых коллег. Романтический образ творца представлен в обоих стихотворениях. Идея высокого миссионерского служения выражена при помощи метафорического образа дороги – свободной, нуждающейся в ревностном охранении от непосвященных.

Характеризуя толпу, герой Блока выделяет те же признаки, что указаны в пушкинском творении: переменчивость обывательских суждений и агрессивность. Минутный восторг поклонников сменяется осмеянием и осуждением. Негативное настроение вчерашних почитателей оборачивается против поэта. Оно угрожает разрушением традиционным святыням, которые необходимы для певца, жреца поэтического храма. Уничтожению могут подвергнуться разработанные романтические образы алтаря и огня, чертога и жертвенника.

Созвучны с пушкинскими и выводы, сделанные лирическим «я» Блока. Разница состоит в стилистических акцентах: у первого из авторов текст изобилует призывами, выраженными глаголами в повелительной форме, у второго подобный прием встречается лишь в начальной строке. Остальная часть представляет собой пояснение к рекомендации, размещенной в зачине.

Чтобы отделить «духом сильных» избранников от толпы, в анализируемом стихотворении моделируется символическая пространственная преграда. Желая избежать встречи с неверными «ласкателями», персонаж устремляется в уединенное место, где разводит костер. Финальная метафорическая конструкция, трактующая творчество как противостояние мраку, обогащает идейное содержание текста глубоким философским смыслом.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах