«Март» Д. Мережковский
Больной, усталый лед,
Больной и талый снег…
И все течет, течет…
Как весел вешний бег
Могучих мутных вод!
И плачет дряхлый снег,
И умирает лед.
А воздух полон нег,
И колокол поет.
От стрел весны падёт
Тюрьма свободных рек,
Угрюмых зим оплот, –
Больной и темный лёд,
Усталый, талый снег…
И колокол поёт,
Что жив мой Бог вовек,
Что Смерть сама умрёт!
Март 1894 г.
Сборник «Новые стихотворения 1891–1895».
Анализ стихотворения Мережковского «Март»
Стихотворение «Март» было написано Дмитрием Сергеевичем Мережковским (1865 – 1941) в марте 1894 года. Оно вызвало неоднозначную реакцию в поэтическом сообществе. Кто-то, как Валерий Брюсов, счел его достойным образцом символистской лирики. Другие же, например, П. О. Морозов, отнесли это произведение к примерам «больного декадентства». Рассмотрим, что же в этом стихотворении такого, что заставляет читателей так остро откликаться на него.
Можно понять тех, кто критикует произведение за его тяжелые неприглядные образы. В стихотворении на самом деле больше мрачного, нежели радостного, хотя главной его темой является возрождение и преображение природы. Часто встречаются повторы, усиливающие пессимистичное настроение:
Больной, усталый лед,
Больной и талый снег…
Больной и темный лед,
Усталый, талый снег.
Автор постоянно использует аллитерации, которые подчеркивают тоску и слабость. Схоже с писком комара на одной ноте звучит звенящее «л»: «талый», «усталый», «талых», «мутных», «стрел».
Не жалея эпитетов, поэт нанизывает один за другим страшные болезненные образы: «мутные воды», «дряхлый снег», «умирает лед». Очень показательна метафора – «тюрьма свободных рек» как образ сковывающей саму душу зимы. Все это нагромождение унылых картин служит одной цели – более яркому раскрытию главной мысли, которая выражается в победе весны.
Рефренам, усугубляющим образы смерти (снег, лед), автор противопоставляет сильные повторы:
А воздух полон нег,
И колокол поет.
И колокол поет,
Что жив мой Бог вовек…
Интересно, как меняется звукопись в ходе этого перелома – после тянущихся «лы», «ны», «ой» строки словно взрываются звонкими и громкими звуками: «колокол поет», «оплот», «вовек», «весел вешний бег».
Эта стихия весны представляется не мягкой энергией, которая осторожно будит все живое. Автор подчеркивает ее могучую силу с помощью метафоры, имеющей воинственный агрессивный настрой: «От стрел весны падет».
Здесь чувствуется отсылка не только к возрождению природы и человека, но и церковной Пасхе, во время которой христиане празднуют воскресение Иисуса Христа. Поэтому, говоря в последней строке, что «Смерть сама умрет», автор провозглашает торжество духовного над материальным. На это указывает тот факт, что в ранних версиях произведения присутствовала строфа:
И всё поет, поет,
Что смерть есть жизнь. И вот
Из гроба человек
Восстал. И чистых нег
Благословил приход…
Это произведение действительно воспринимается очень неоднозначно. С одной стороны, оно наполнено отталкивающими образами болезни и увядания. С другой – очень ярко возвещает триумф жизни на фоне этих мрачных картин. В этом проявляется необыкновенный талант поэта: с помощью эффектных противопоставлений вызывать в читателе живой отклик и формировать настроение.