«Мадонна Рафаэля» А. Толстой
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
<1858>
Анализ стихотворения Толстого «Мадонна Рафаэля»
«Сикстинская Мадонна» – картина итальянского художника Рафаэля Санти, общепризнанный шедевр искусства эпохи Возрождения. Значительная часть ученых склоняется к тому, что полотно создавалось для алтаря церкви, находившейся при монастыре Святого Сикста в Пьяченце. Заказал его папа Юлий II. В 1754 году «Сикстинская Мадонна» оказалась в дрезденской Галерее старых мастеров. Спустя несколько десятилетий картина получила восторженные отзывы от искусствоведа Винкельмана и писателя Гете. Их мнение о полотне сыграло важнейшую роль в его популяризации. Русские аристократы, совершавшие гран-тур (большое путешествие по европейским странам), зачастую первым делом оказывались в Дрездене. Соответственно, они получали возможность увидеть «Сикстинскую Мадонну». Это обеспечило картине известность в Российской империи XIX столетия. О ней упоминали практически все русские люди, ездившие по Старому свету и имевшие отношение к искусству, – Жуковский, Белинский, Фет, Брюллов, Репин, Гончаров.
Знаменитой картине Рафаэля посвятил стихотворение «Мадонна Рафаэля» Алексей Константинович Толстой. Текст датируется 1858 годом. То, что поэт видел творение гениального итальянского художника, не подлежит сомнению. Путешествовал по Европе он с самого детства, впервые побывав в Германии в возрасте десяти лет. Более того – некоторое время Толстой жил во Франкфурте-на-Майне, служа в русской миссии при германском сейме. В стихотворении напрямую не выражено восхищение «Сикстинской Мадонной», но оно легко считывается между строк. Достаточно хотя бы обратить внимание на то, как поэт говорит о Деве Марии:
…Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
Христос в произведении предстает провидцем. Он еще младенец на руках у матери, но уже «вступает с миром в бой» и «Голгофу видит пред собой».
По мнению литературоведа и доктора философских наук Владимира Карловича Кантора, в толстовской «Мадонне Рафаэля» об Иисусе говорится так, как Его понимал Федор Михайлович Достоевский. Кстати, великий русский писатель произведения Рафаэля выше всего ставил в живописи, а «Сикстинскую Мадонну» считал лучшим полотном итальянского мастера. В кабинете у Достоевского висела большая фотография картины, полученная в подарок от вдовы Алексея Константиновича – графини Софьи Андреевны Толстой. Интересно, что именно под этой фотографией Федор Михайлович и скончался.