Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Мои читатели» Н. Гумилёв

Старый бродяга в Аддис-Абебе,
Покоривший многие племена,
Прислал ко мне черного копьеносца
С приветом, составленным из моих стихов.
Лейтенант, водивший канонерки
Под огнем неприятельских батарей,
Целую ночь над южным морем
Читал мне на память мои стихи.
Человек, среди толпы народа
Застреливший императорского посла,
Подошел пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.

Много их, сильных, злых и веселых,
Убивавших слонов и людей,
Умиравших от жажды в пустыне,
Замерзавших на кромке вечного льда,
Верных нашей планете,
Сильной, весёлой и злой,
Возят мои книги в седельной сумке,
Читают их в пальмовой роще,
Забывают на тонущем корабле.

Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать что надо.

И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас,
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелит взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю,
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно Его суда.

1921 г.

Анализ стихотворения

Стихотворение написано в 1921 году. Оно декларирует моральные принципы автора и его уважительное отношение к своим верным почитателям (это смелые офицеры и первопроходцы, моряки и охотники), а заодно описывает широкий круг людей, у которых можно найти томик его стихов и которым небезразлично его творчество и содержащиеся в нем нравственные посылы.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • синтаксический параллелизм – «бродяга, покоривший …, прислал»; «лейтенант, водивший …, читал»; «человек, застреливший (Я. Г. Блюмкин) …, подошел» – придает изложению стройность и особый ритм, фиксирует внимание читателя;
  • инверсию – «свищут пули», «придет час»;
  • олицетворения – «пули свищут», «волны ломают», «злая планета», придающие изложению динамизм;
  • метафоры – «верных планете (в контексте речи – обязательствам)», «не оскорбляю неврастенией» – то есть не опускаюсь до раздражения, «не унижаю теплотой» – не заигрываю с читателем, не угождаю ему;
  • эпитеты – «составленный из стихов привет», «вечный лед», «душевная теплота», «странная (в значении непостижимая) родная земля», ярко характеризующие явления;
  • контекстуальные синонимы – «пожать руку, поблагодарить»;
  • антонимы – «злые – веселые», в том числе контекстуальные – «лед (в значении льды, полярные области) – пустыня», отражающие природные и жизненные контрасты;
  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «убивавших, умиравших, замерзавших», «сильной, веселой, злой», «не оскорбляю, не унижаю, не надоедаю», «улыбнуться, уйти, не возвращаться»;
  • лексический повтор – «как не бояться, не бояться и делать…», выделяющий ключевое понятие – преодоление себя в широком смысле;
  • перифраз – «последний час» – то есть смерть;
  • лексику высокого стиля – «лик», «взоры», которая подчеркивает исключительную важность темы.

Канонерка – это канонерская лодка, небольшое военное судно с орудиями средних калибров, предназначенное для военных действий вблизи берегов.

В рамках произведения поэт особо выделяет главные, обязательные мужские качества – «сильные, злые (в значении способные на поступок, пассионарные) и веселые (то есть неунывающие, сохраняющие самообладание)». Принявший мученическую смерь поэт вот уже сто лет учит нас быть отважными, с честью принимать вызовы времени, быть верными долгу и Отечеству и сохранять достоинство при любых обстоятельствах.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах