«Мы были вместе, помню я…» А. Блок
* * * Мы были вместе, помню я…
Ночь волновалась, скрипка пела…
Ты в эти дни была – моя,
Ты с каждым часом хорошела…Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки…
9 марта 1899 г.
А. Блок «Собрание сочинений в девяти томах». Т. 1. «Стихотворения, не вошедшие в основное собрание» (1898–1904). Раздел «Разные стихотворения».
Анализ стихотворения Блока «Мы были вместе, помню я…»
Интерес к музыкальным образам, проявившийся в ранних блоковских творениях, предваряет эволюцию важнейшей темы: в цикле «Арфы и скрипки» возникает мифологическая картина мира как огромного оркестра, а небесное начало характеризуется метафорой «отчизна скрипок запредельных».
В произведении, созданном в 1899 г., тема потерянной любви также развивается при помощи музыкального образа. Взгляд лирического «я» направлен в прошлое, и счастливые воспоминания контрастируют с одиночеством настоящего.
Изображение деталей внешнего мира, окружающих романтическую пару, отличается лаконичностью: ночь, звуки скрипки, журчание воды. Первые два образа персонифицируются. Применяя художественный прием, в обоих случаях автор обращается к глаголам: ночная тьма наделяется способностью волноваться, трепетать, а музыкальный инструмент – исполнять песню.
Описывая женский облик, субъект речи отказывается от детализации портрета. Он стремится передать восхищение избранницей. Накал чувств нарастает: в глазах лирического «я» героиня становится привлекательнее «с каждым часом». Волнующей силой обладает улыбка возлюбленной – притягательная, воплощающая пленительную женскую тайну.
В финальном двустишии герой озвучивает желания, которые породила в его душе интимная обстановка. Страстный поцелуй под аккомпанемент проникновенной мелодии – нежные воспоминания о былой гармонии надолго сохранились в памяти героя.
Стиль художественного текста выделяется обилием многоточий. Особенности синтаксиса передают неторопливый характер элегических размышлений, недосказанность сокровенных переживаний, отделенных от настоящего годами.
Лексические анафоры – еще одна формальная примета стихотворения. В рамках двух катренов представлены три примера использования стилистической фигуры. Все они призваны подчеркнуть важные моменты любовного переживания: притягательную силу страсти, радость разделенного чувства и боль, вызванную потерей счастья.
Аналогичными особенностями обладает лирический сюжет произведения «Скрипка стонет под горой…» В памяти героя, совершающего вечернюю прогулку по «сонному парку», возникает опоэтизированный женский образ. Эмоциональная мелодия скрипки уподобляется стону, однако в ее жалобных интонациях слышатся оптимистические ноты, призывающие принять жизненные противоречия, искать счастье в настоящем.