Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владимир Маяковский

«Наш марш» В. Маяковский

Бейте в площади бунтов топот!
Выше, гордых голов гряда!
Мы разливом второго потопа
перемоем миров города.

Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.

Есть ли наших золот небесней?
Нас ли сжалит пули оса?

Наше оружие – наши песни.
Наше золото – звенящие голоса.

Зеленью ляг, луг,
выстели дно дням.
Радуга, дай дуг
лет быстролётным коням.

Видите, скушно звезд небу!
Без него наши песни вьем.
Эй, Большая Медведица! требуй,
чтоб на небо нас взяли живьем.

Радости пей! Пой!
В жилах весна разлита.
Сердце, бей бой!
Грудь наша – медь литавр.

Дата создания: 1918 г.

Анализ стихотворения Маяковского «Наш марш»

Стихотворение «Наш марш» написано в 1918 году. Оно наполнено революционной патетикой и вполне отражает умонастроения радикально настроенной творческой интеллигенции. Слово «марш» употребляется В. В. Маяковским в значении движения масс, сметающего, как казалось, навсегда, старые порядки и представления.

Автор использует следующие выразительные средства:

  • риторические восклицания – «Бейте … топот!», «…скушно небу!», «Эй, … Медведица!», «Радости пей!», «Пой!», «Сердце, бей!..» – отражающие общее воодушевление, пьянящую музыку революции;
  • риторические вопросы – «Есть ли…?», «Нас ли…?» – которые являются по сути утверждениями;
  • оригинальные метафоры – «топот бунтов», «гряда голов», «разливом потопа перемоем», «бык дней», «арба лет», «небо звезд», «вьем песни», «весна разлита», «зеленью ляг», «медь литавр» – «визитные карточки» «рубленого» стиха Маяковского;
  • эпитеты – «гордые головы», «звенящие голоса», «быстролетные кони»;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных и однокоренных слов) – «разливом … перемоем миров…», «бог бег», «ляг, луг», «дно дням», «радуга, дай дуг» «пей, пой», «бей, бой», «лет быстролетным» – частотность которой позволяет многократно усилить эффект;
  • инверсию – «гордых голов гряда», «бык пег», «медленна арба»;
  • авторские неологизмы – «небесней», «сжалит» – тяготеющие к просторечию, призваны придать изложению черты народности, приблизить поэта к читателю;
  • многочисленные обращения – «гряда», «луг», «радуга», «Большая Медведица», «сердце» – делают героями стихотворения самые разные предметы и явления природы;
  • инверсию – «голов гряда», «дней бык», «сжалит оса», «грудь наша», «золот небесней» – призванную усилить впечатление;
  • анафоры – «Наше оружие … наши песни. Наше золото…» – создают дополнительный акцент на коллективном характере действий героев нового времени;
  • олицетворения – «скушно небу», «весна разлита», «Медведица, требуй».

Стихотворение наполнено интонациями хозяина жизни, хозяина своей судьбы, повелевающего, диктующего свои условия – «бейте», «ляг», «выстели», «дай», «требуй», «пей», «пой», «бей». Поэт подчеркивает, что очередным реформаторам подвластно все: ожидание больших перемен, формирования нового человека с медной грудью воодушевляет, окрыляет лирического героя.

Обилие именных сказуемых – «сердце барабан», «бог бег», «оружие – песни», «золото – голоса», «грудь – медь» – позволяет значительно сократит текст, добиться предельной лаконичности изложения.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах