«Не верь себе» М. Лермонтов
Ques nous font apres tout les vulgaires abois
De tous ces charlatans, qui donnent de la voix
Les marchands de pathos et les faiseurs d’emphase
Et tous les baladins qui dansent sur la phrase?
A. Barbier1Не верь, не верь себе, мечтатель молодой, Как язвы, бойся вдохновенья… Оно – тяжелый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье. В нем признака небес напрасно не ищи: То кровь кипит, то сил избыток! Скорее жизнь свою в заботах истощи, Разлей отравленный напиток! Случится ли тебе в заветный чудный миг Отрыть в душе давно безмолвной Еще неведомый и девственный родник, Простых и сладких звуков полный, – Не вслушивайся в них, не предавайся им, Набрось на них покров забвенья: Стихом размеренным и словом ледяным Не передашь ты их значенья. Закрадется ль печаль в тайник души твоей, Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой, – Не выходи тогда на шумный пир людей С своею бешеной подругой; Не унижай себя. Стыдися торговать То гневом, то тоской послушной И гной душевных ран надменно выставлять На диво черни простодушной. Какое дело нам, страдал ты или нет? На что нам знать твои волненья, Надежды глупые первоначальных лет, Рассудка злые сожаленья? Взгляни: перед тобой играючи идет Толпа дорогою привычной; На лицах праздничных чуть виден след забот, Слезы не встретишь неприличной. А между тем из них едва ли есть один, Тяжелой пыткой не измятый, До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты!.. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор, С своим напевом заученным, Как разрумяненный трагический актер, Махающий мечом картонным…
1839 г.
1 Какое нам в конце концов дело до грубого крика всех этих горланящих шарлатанов, торговцев пафосом, мастеров напыщенности и всех плясунов, танцующих на фразе? – О. Барбье (фр.)
Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»
«Не верь себе» – стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный мотив – конфликтные отношения стихотворца и общества. К произведению предпослан эпиграф из «Пролога» к сборнику «Ямбы» французского поэта-романтика и драматурга Огюста Барбье. В процитированных строках Лермонтов намеренно делает изменение. У Барбье говорится: «Какое мне в конце концов дело до грубого крика всех этих шарлатанов…». Михаил Юрьевич вместо местоимения «мне» ставит «нам». В итоге существенно меняется смысл. У Барбье лирический герой осуждает других стихотворцев. В интерпретации Лермонтова строки звучат будто бы от лица толпы.
Уже в самом тексте стихотворения подчеркивается конфликт поэта и общества. Стихотворцу предлагается не унижать себя, не выставлять на диво простодушной черни гной душевных ран. Толпе совершенно нет дела до страданий поэта. Она с легкостью пройдет мимо него привычной дорогой. Ударным получился финал стихотворения. В последних строках Лермонтов сравнивает поэта с разрумяненным трагическим актером, махающим картонным мечом. Именно таким его видит общество, совершенно не нуждающееся в лирической поэзии.
«Не верь себе» – произведение, до сих пор вызывающее споры среди литературных критиков. По мнению Белинского, речь в стихотворении идет о сочинителе, не имеющем истинного дарования. Якобы именно поэтому в первых строках лирический герой советует «молодому мечтателю» опасаться вдохновения и не искать в нем напрасно признака небес. Подобное толкование «Не верь себе» стоит признать несколько узким. Лермонтов не столько обличает эпигонство, сколько размышляет о важнейшей проблеме романтизма как направления в искусстве – невыразимости. Поэтический дар в стихотворении представляется отравленным напитком, раз узнавший его в дальнейшем обречен на мучения от неудовлетворенности собственными творениями. Для художника-романтика процесс сочинения сложен и порой невыносим, ведь он способен воспринимать сигналы из другой реальности. Мир обыденный отразить в творчестве возможно, но как передать то, что ощущается душой?
По мнению ряда исследователей, прямой предшественник лермонтовского стихотворения – «Невыразимое» (1819) Жуковского, а ближайший известный последователь – «Silentium!» (1833) Тютчева.