«Нить Ариадны» К. Бальмонт
Меж прошлым и будущим нить Я тку неустанной проворной рукою: Хочу для грядущих столетий покорно и честно служить Борьбой, и трудом, и тоскою, – Тоскою о том, чего нет, Что дремлет пока, как цветок под водою, О том, что когда-то проснётся чрез многие тысячи лет. Чтоб вспыхнуть падучей звездою. Есть много не сказанных слов, И много созданий, не созданных ныне, – Их столько же, сколько песчинок среди бесконечных песков, В немой Аравийской пустыне.
Сборник «Под северным небом» (1894).
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Нить Ариадны»
Стихотворение «Нить Ариадны» было написано в 1894 году, в непростое для автора время. Его литературный дебют, состоявшийся чуть раньше, нельзя было признать удачным, и поэт испытывал материальные затруднения. Тем не менее (а, возможно, благодаря этому) в стихотворении он обращается к отвлеченным темам, поднимает проблему познания.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- контекстуальные антонимы – «прошлое – будущее», «дремлет – просыпается» – отражают полярные стороны действительности;
- эпитет – «проворная рука»;
- инверсию – «меж прошлым и будущим нить», «хочу для … столетий … служить», «есть много слов и много созданий»;
- лексику высокого стиля – «грядущие», «ныне», «неустанно» – придающие тексту торжественность и книжный характер одновременно;
- многосоюзие – «и трудом, и тоскою» – выделяет каждый член ряда;
- лексический повтор – «…тоскою, – тоскою о том, чего нет…» – выделяет слово, поясняющее доминирующее чувство лирического героя;
- сравнения – «дремлет, как цветок под водою», «вспыхнуть звездою» – которые создают четкие зрительные образы;
- аллитерацию – «созданий, не созданных», «сколько песчинок среди бесконечных песков» – для звукового акцента на главных тезисах;
- олицетворения – «то, что дремлет, … проснется», «немая пустыня»;
- ряды однородных членов предложения – «тку, хочу», «покорно, честно», «борьбой, трудом, тоскою»- позволяющие максимально точно выразить мысль;
- перифразы – «ткать нить» – значит воссоздавать связь, «то, чего нет» – некое сокровенное знание;
- метонимию (перенос значения на основе смежности) – «грядущие столетия» – это не временной отрезок, а живущие в нем люди;
- метафоры – «служить борьбой», «вспыхнуть звездою».
В рамках произведения лирический герой объявляет, что готов к осмыслению действительности, к непрерывной умственной работе, даже если ее результат не будет очевиден в обозримом будущем – отсюда мотив тоски.
Поэт говорит нам о неоткрытых истинах, скрытых пока как «под водою (то есть в глубинах бессознательного)», которые, как представляется Бальмонту, однажды станут яркими и неожиданными откровениями – поэт недаром употребляет глагол «вспыхнуть».
Выражение «нить Ариадны» – это отсылка читателя к древнегреческой мифологии. Влюбленная в Тесея критская царевна дала ему клубок ниток, который позволил этому герою-спасителю выйти из лабиринта, где обитало чудовище. В контексте произведения выражение используется для определения новой философской концепции, позволяющей обосновать преемственность и неразрывную связь всего сущего.