«Она пошла, она запела…» В. Хлебников
* * * Она пошла, она запела
Скорбно, воинственно звонко.
И над головою пролетела
С пером в цвету сизоворонка.
«Я плясунья, я легка,
Я с крылами мотылька.
И на вопрос, путем каковым
Хочу я жизнь свою прожить,
Я отвечу: мотыльковым
Веду кумирам я служить.
Я толпы веселой вождь,
Я усмешек ясных дождь.
Эти белые уступы,
Белой чести белый кремель,
Он захочет, станут глупы
Вожаки грознейших земель.
Любимы мною мотыльки,
Поля, лужайки и цветки.
Я улыбкою грозна,
Любит пляску белизна.
Летом я в саду стрекоз,
А зимой – сестра славянки,
Закрывая мехом санки,
Мчусь на ветер и мороз.
Эй! Кричу чете проезжей,
Скрыта полостью медвежей».
1912 г.
Анализ стихотворения Хлебникова «Она пошла, она запела…»
Большинство поэтов в своих стиха пытаются создать те или иные образы, которые впоследствии вызывают самые разнообразные эмоции в душе читателя. Однако в отношении Велимира Хлебникова можно без преувеличений сказать, что он мыслил образами. Они рождались в его подсознании и легко ложились на бумагу в виде строк, смысл которых постичь было под силу далеко не каждому. Именно по этой причине поэт избрал для себя такое литературное направление, как футуризм, потому что был убежден: пройдут годы, и его стихи станут доступны для понимания будущих поколений. Чтобы облегчить им задачу, в своих более поздних произведениях автор экспериментирует со звуками, пытаясь с их помощью передать то настроение, которое он вкладывает в каждое конкретное стихотворение. Однако в ранних произведениях автор не прибегает к подобному приему, поэтому порой очень сложно понять, что именно он хочет сказать своим произведением.
Стихотворение «Она пошла, она запела…» как раз таки и относится к числу подобных литературных загадок. Все дело в том, что поэт не указывает, от чьего имени ведется пространный диалог, наполненные любовью к жизни. По первым строчкам можно предположить, что речь идет о стрекозе, которая «запела скорбно, воинственно звонко. И над головою пролетела». Однако под это определение может попасть практически любое насекомое. Но с учетом того, что впоследствии автор отмечает, что зимой она – «сестра славянки», то, вероятнее всего, автор имеет ввиду не живое существо, а дождевую каплю, которая в зависимости от времени года трансформируется и преображается.
Рассматривая стихотворение Хлебникова с этой точки зрения, остается лишь удивляться тому, что он одушевляют каплю дождя, наделяя ее мыслями, чувствами и своеобразным характером. Из того, что рассказывает о себе героиня его произведения, становится ясно, что это – весьма решительная дама, которая «улыбкою грозна», но при этом «хочет жизнь свою прожить», как мотылек. Действительно, дождевая капля чем-то напоминает эту хрупкую бабочку, и ее жизнь так же коротка. Но за тот момент, когда она падает с неба на землю в виде сгустка воды или же кружевной снежинки, происходят удивительные метаморфозы. Из простой капли она превращается в покорительницу мира. «Я толпы веселой вождь, я усмешек ясных дождь», – отмечает героиня стихотворения, подчеркивая при этом, что способна нагнать страха на смелых, а умных превратить в глупцов и заставить прятаться их от ливня в самых непредсказуемых местах.