«Памяти матери» Н. Рубцов
Вот он и кончился, покой! Взметая снег, завыла вьюга. Завыли волки за рекой Во мраке луга. Сижу среди своих стихов, Бумаг и хлама. А где-то есть во мгле снегов Могила мамы. Там поле, небо и стога, Хочу туда, – о, километры! Меня ведь свалят с ног снега, Сведут с ума ночные ветры! Но я смогу, но я смогу По доброй воле Пробить дорогу сквозь пургу В зверином поле!.. Кто там стучит? Уйдите прочь! Я завтра жду гостей заветных… А может, мама? Может, ночь – Ночные ветры?
1964 г.
Анализ стихотворения Рубцова «Памяти матери»
Для лирики воспитанника детских домов Николая Рубцова актуальны мотивы сиротства и одиночества: автор лишился матери очень рано, еще в дошкольном возрасте. Милый мальчик из стихотворения «Аленький цветок», который наивно и трогательно надеется на чудо, и взрослый лирический герой-путник «Русского огонька» – он один, и случайные встречи не заменяют семейного тепла.
Поэт с трепетом и почтением относится к образу матери и памяти о ней. «Тихая моя родина», «Детство», «Березы» – эти произведения передают боль утраты, которая не оставляет лирического героя, не притупляется чередой прошедших лет.
Мотивы одиночества, разлуки и надежды стали определяющими и для стихотворения «Памяти матери». Картины зимы – снег, вьюга, мрак, ветер, волчий вой – усиливают ощущения душевного дискомфорта. Усугубляет ситуацию замкнутость пространства: лирический герой отделен от внешнего мира не только непогодой, но и собственными занятиями. Характерно, что перечисление «стихи, бумаги и хлам» принижает даже значение поэтического творчества, как будто герой, запертый в доме пургой и стужей, занят пустяками и мелочовкой.
Что же тогда является истинной ценностью, серьезным и достойным делом? Тут же находится ответ – навестить материнскую могилу. С этой мыслью рождаются два знаковых мотива. Первый из них связан с освобождением героя от физической тесноты и душевных терзаний: «поле, небо и стога» сулят простор и успокоение. Второй мотив свидетельствует о мощных препятствиях и значительных усилиях, которые нужны лирическому герою для преодоления враждебного пространства. Среди угроз – непогода и «звериное поле».
Осознавая сложность решения, герой не только намерен выполнить свое желание, но не сомневается в грядущем успехе. Двукратное повторение фразы «я смогу» настраивает на позитив, напоминая приемы современного аутотренинга.
После кульминации наступает время рефлексии. Всплеск воли и решительности прерывается неожиданным звуком, первая реакция на который – раздражение. Оно быстро сменяется сомнениями и верой в чудо, которая никогда не оставляла лирического героя и теперь вышла на первый план. Эмоциональная перемена находит отражение в пунктуационном рисунке произведения: после восклицательных знаков следуют вопросы и многоточия. Финал не разрешает предположений и тревог, но оставляет место и для надежды, несмотря на ее неожиданность и призрачность.
Автор: Николай Рубцов