Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Памяти матери» Н. Рубцов

Вот он и кончился,
                          покой!
Взметая снег, завыла вьюга.
Завыли волки за рекой
Во мраке луга.

Сижу среди своих стихов,
Бумаг и хлама.
А где-то есть во мгле снегов
Могила мамы.

Там поле, небо и стога,
Хочу туда, – о, километры!
Меня ведь свалят с ног снега,
Сведут с ума ночные ветры!

Но я смогу, но я смогу
По доброй воле
Пробить дорогу сквозь пургу
В зверином поле!..

Кто там стучит?
                     Уйдите прочь!
Я завтра жду гостей заветных…
А может, мама?
Может, ночь –
Ночные ветры?

1964 г.

Анализ стихотворения Рубцова «Памяти матери»

Для лирики воспитанника детских домов Николая Рубцова актуальны мотивы сиротства и одиночества: автор лишился матери очень рано, еще в дошкольном возрасте. Милый мальчик из стихотворения «Аленький цветок», который наивно и трогательно надеется на чудо, и взрослый лирический герой-путник «Русского огонька» – он один, и случайные встречи не заменяют семейного тепла.

Поэт с трепетом и почтением относится к образу матери и памяти о ней. «Тихая моя родина», «Детство», «Березы» – эти произведения передают боль утраты, которая не оставляет лирического героя, не притупляется чередой прошедших лет.

Мотивы одиночества, разлуки и надежды стали определяющими и для стихотворения «Памяти матери». Картины зимы – снег, вьюга, мрак, ветер, волчий вой – усиливают ощущения душевного дискомфорта. Усугубляет ситуацию замкнутость пространства: лирический герой отделен от внешнего мира не только непогодой, но и собственными занятиями. Характерно, что перечисление «стихи, бумаги и хлам» принижает даже значение поэтического творчества, как будто герой, запертый в доме пургой и стужей, занят пустяками и мелочовкой.

Что же тогда является истинной ценностью, серьезным и достойным делом? Тут же находится ответ – навестить материнскую могилу. С этой мыслью рождаются два знаковых мотива. Первый из них связан с освобождением героя от физической тесноты и душевных терзаний: «поле, небо и стога» сулят простор и успокоение. Второй мотив свидетельствует о мощных препятствиях и значительных усилиях, которые нужны лирическому герою для преодоления враждебного пространства. Среди угроз – непогода и «звериное поле».

Осознавая сложность решения, герой не только намерен выполнить свое желание, но не сомневается в грядущем успехе. Двукратное повторение фразы «я смогу» настраивает на позитив, напоминая приемы современного аутотренинга.

После кульминации наступает время рефлексии. Всплеск воли и решительности прерывается неожиданным звуком, первая реакция на который – раздражение. Оно быстро сменяется сомнениями и верой в чудо, которая никогда не оставляла лирического героя и теперь вышла на первый план. Эмоциональная перемена находит отражение в пунктуационном рисунке произведения: после восклицательных знаков следуют вопросы и многоточия. Финал не разрешает предположений и тревог, но оставляет место и для надежды, несмотря на ее неожиданность и призрачность.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах