«Поделись живыми снами…» А. Фет
* * * Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами –
Звуком на душу навей.
1847 г.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Поделись живыми снами…»
Стихотворение написано в 1847 году в жанре интимной лирики. В этот период двадцатисемилетний Афанасий Афанасьевич находится на военной службе далеко от родных мест, что, возможно, и объясняет потребность в доверительном общении.
Поэт всегда считал литературное творчество способом открытия красоты чувств и человеческих отношений, познания цельной картины бытия. Стихотворение отражает авторский интерес к внутреннему миру собеседника и является приглашением к задушевному разговору – не случайно почти все глаголы употребляются в повелительном наклонении.
Миниатюрное произведение представляет собой единственное предложение. Несмотря на то, что оно передает «настроение минуты», в нем скрывается глубокий смысл.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- ряд однородных членов предложения – «поделись, говори, навей» – он позволяет максимально точно выразить пожелания лирического героя;
- метафоры – «навей звуком», «поделись снами» – позволяют лаконично и образно высказать мысль;
- эпитет – «живые сны» – является также перифразом, поскольку автор подразумевает яркие волнующие мечты, захватывающие моменты жизни;
- олицетворение – «говори душе» – выражает побуждение разделить интимные переживания;
- инверсию – «душе моей», создающую акцент на личности лирического героя;
- аллитерацию – «выскажешь словами», являющуюся приемом звукописи;
- контекстуальные антонимы – «слова – звук».
Несмотря на обилие глаголов, произведение создает статическую картину, передающую незримые движения души. Повтор этого слова отсылает читателя к особой степени близости, способной преобразить жизнь человека, к взаимному и глубокому расположению лирического героя и его визави.
Стихотворение пронизано жаждой сопереживания, эмоционального единения. Лирический герой представляется человеком, мечтающим о теплой дружеской беседе. В произведении нет конкретики: лицо, к которому обращается автор, не определено. Но автор подчеркивает, что отношения с ним – особого рода, когда для понимания друг друга не нужны слова. Для этого может быть достаточно любого знака, звука, ассоциации или намека на нее.
Простое по форме произведение найдет отклик в душе человека любого возраста, поскольку поднимает вопрос о вере и твердой убежденности в том, что будешь понят правильно.