Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Поэту» Н. Гумилев

Пусть будет стих твой гибок, но упруг,
Как тополь зеленеющей долины,
Как грудь земли, куда вонзился плуг,
Как девушка, не знавшая мужчины.

Уверенную строгость береги:
Твой стих не должен ни порхать, ни биться.
Хотя у музы легкие шаги,
Она богиня, а не танцовщица.

И перебойных рифм веселый гам,
Соблазн уклонов легкий и свободный,
Оставь, оставь накрашенным шутам,
Танцующим на площади народной.

И выйдя на священные тропы,
Певучести, пошли свои проклятья.
Пойми: она любовница толпы,
Как милостыни, ждет она объятья.

Дата создания: зима 1908 г.

Анализ стихотворения Гумилева «Поэту»

Произведение, написанное зимой 1908 г., было отправлено молодым автором на рецензию мэтру Брюсову, с которым у поэта сложились теплые отношения. В своем письме Гумилев просил не расценивать стихотворный текст как поэтическое творение, а считать его теоретическим рассуждением о принципах стихосложения.

Брюсову была близка тема предназначения поэзии: сила художественного слова сродни кинжалу, а его задача состоит в служении людям. Гумилевский вариант вечной темы создан под впечатлением знаменитых брюсовских манифестов: сокровенные «мысли души» найдут отклики «во глуби бессчетных умов».

«Поэту» создано в форме напутствия начинающему автору, на что указывают частица «пусть», повелительные формы глаголов, модальные конструкции.

Какие советы дает лирический герой, чья позиция максимально приближена к авторской? Все рекомендации относятся к стилевым особенностям поэтического текста.

Первое требование касается четкости, выразительности и лаконичности, которые передаются определениями «гибкий» и «упругий». Отвлеченную мысль иллюстрирует комплекс сравнений, в которых фигурируют цветущие образы тополя, плодородной земли и юной девы. Здесь появляется знаковая деталь: трудолюбивый плуг, распахивающий пашню, снова отсылает читателя к брюсовской философской доктрине: «Иди неуклонно за плугом».

Вторая позиция обозначена как «уверенная строгость» стиля. И это требование поясняется сравнением, на этот раз с отрицательным элементом. Поэта вдохновляет не порхающая легкомысленная танцовщица, но величественная богиня.

Третий пункт перекликается с предыдущим требованием. Лирический субъект выступает против тенденции к чрезмерному украшательству стиля. Он не приветствует творческие эксперименты, в которых вычурность формы превосходит богатство идейного содержания.

Дороги поэзии обозначаются приметным эпитетом – «священны». Герой декларирует возвышенность стиля, соответствующую достойному предназначению. Настоящая поэзия противопоставляется площадному юмору «накрашенных шутов», потешающих непритязательную толпу.

Художественное пространство «Поэту» насыщено метафорами, которые поясняют рассуждения лирического героя. «Грудь земли», «рифм веселый гам», «любовница толпы» – примеры, позволяющие лаконично и точно передать глубокие мысли о предназначении поэтического дара.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах