Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«Поэты» К. Бальмонт

Ю. Балтрушайтису.

Тебе известны, как и мне,
Непобедимые влечения,
И мы – в небесной вышине,
И мы – подводные течения.

Пред нами дышит череда
Явлений Силы и Недужности,
И в центре круга мы всегда,
И мы мелькаем по окружности.

Мы смотрим в зеркало судьбы,
И как на праздник наряжаемся,
Полувладыки и рабы,
Вкруг тёмных склепов собираемся.

И, услыхав полночный бой,
Упившись музыкой железною,
Мы мчимся в пляске круговой
Над раскрывающейся бездною.

Игра кладби́щенских огней
Нас манит сказочными чарами,
Везде, где смерть, мы тут же с ней,
Как тени дымные – с пожарами.

И мы незримые горим,
И сон чужой тревожим ласками,
И меж неопытных царим
Безумьем, ужасом, и сказками.

Сборник «Будем как Солнце» (1903). Раздел «Danses Macabres».

Анализ стихотворения Бальмонта «Поэты»

Стихотворение «Поэты» предпослано посвящением Ю. Балтрушайтису, которого поэт считал своим предшественником, литературным авторитетом и другом.

Непознаваемая природа, метафизический – «незримый» – характер любого творчества отсылает автора, который рассуждает о его природе, к потусторонним мирам. Впрочем, подобные «демонические» настроения были вполне в духе времени. Это эпатировало читающую публику и привлекало внимание, к которому был так чувствителен Константин Дмитриевич, позволяло представить творческую интеллигенцию людьми «не от мира сего». На определенном этапе творчества неуравновешенному Бальмонту было лестно представлять себя настоящим чудовищем, что нисколько не умаляет его уникального таланта и значения в русской классической литературе.

Стихотворение украшают следующие средства художественной выразительности:

  • олицетворения – «игра манит», «череда дышит» – придающие изложению оттенок загадочности, ощущение неотвратимо наступающих событий;
  • эпитеты – «непобедимые влечения», «темный склеп», «полночный бой», «железная музыка», «кладбищенские огни», «сказочные чары», «дымные тени» – создают магическую атмосферу;
  • эллипсис – «…и мы – (находимся) в вышине, и мы – (есть) течения», «мы тут же (оказываемся рядом) с ней, как тени… – (ассоциированы, связаны) с пожарами», «полночный бой (часов)» – отсекая второстепенные члены предложения, позволяет сосредоточить внимание читателя на главном;
  • инверсия – «дышит череда», «в пляске круговой», «музыкой железною», «тени дымные», «нас манит», «сон чужой» – не только обеспечивает ритмический рисунок стихотворения, но приобретает характер заклинаний;
  • метафоры – «явления Силы и Недужности», «зеркало Судьбы», «игра огней», «манит чарами» – придают тексту высокопарный оттенок;
  • контекстуальные антонимы – «сила – недужность», «полувладыки – рабы», «небесная – подводные», «в центре круга – по окружности» – отмечают противоположные по значению стороны и явления бытия;
  • многосоюзие – «.. и в центре мы…, и мелькаем…»;
  • сравнения – «наряжаемся как на праздник», «мы как тени»;
  • длинные ряды однородных членов предложения – «безумьем, ужасом и сказками», «мелькаем, смотрим, наряжаемся, собираемся, мчимся», «горим, тревожим, царим» – причем единство форм глаголов указывает на всеобщий характер обычно исполняемых действий;
  • гипербола – «мы горим» – отсылка и к адскому огню, и к человеческим страстям;
  • оксюморон – «тревожим ласками».

Поэт широко использует усечения предлогов – «вкруг», «пред», «меж». Написание ряда понятий с прописной буквы придает им характер философских категорий. А оборот «полночный бой» отсылает читателя к мифу о том, что в полночь активизируются загробные силы.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах