Как писать стихи

«При посылке Нового завета…» Ф. Тютчев


«При посылке Нового завета…» Фёдор Тютчев

Не легкий жребий, не отрадный,
Был вынут для тебя судьбой,
И рано с жизнью беспощадной
Вступила ты в неравный бой.

Ты билась с мужеством немногих,
И в этом роковом бою
Из испытаний самых строгих
Всю душу вынесла свою.

Нет, жизнь тебя не победила,
И ты в отчаянной борьбе
Ни разу, друг, не изменила
Ни правде сердца, ни себе.

Но скудны все земные силы:
Рассвирепеет жизни зло —
И нам, как на краю могилы,
Вдруг станет страшно тяжело.

Вот в эти-то часы с любовью
О книге сей ты вспомяни —
И всей душой, как к изголовью,
К ней припади и отдохни.

Анализ стихотворения Тютчева «При посылке Нового завета…»

Смирение, искренняя вера, упование на высшую мудрость провидения — душевные качества лирического «я», о которых говорится в тютчевских стихотворениях на философскую тему, соответствуют христианским идеалам. Успокоить тревожное сердце и «вещую душу», разрываемые земными страстями, под силу лишь молитве. Свой эмоциональный порыв тютчевский герой формулирует с пронзительной искренностью и глубоким чувством: душа сравнивается с библейским образом Марии, сидящей у ног проповедующего Христа.

Произведение 1861 г. обращено к старшей дочери автора. Анна Федоровна, состоявшая при дворе императрицы, прославилась своей прямолинейностью, критичностью и принципиальностью. Черты характера, редкие для осмотрительных придворных особ, не облегчали жизнь фрейлины.

Сложности, с которыми столкнулась героиня, трактуются как жребий судьбы, предопределивший земной путь лирического адресата. Об обилии проблем свидетельствует пара эпитетов с семантикой отрицания, открывающие зачин.

Трактовка жизни как «неравного боя» с враждебными обстоятельствами типична для тютчевской поэтики. Широкую известность получило оригинальное определение любовных отношений как противостояния двух сердец, изнуряющего силы обеих сторон, ведущего к драматическому завершению романа. В анализируемом тексте в схватку с «жизнью беспощадной» вступает отважная героиня. Она выглядит мужественной воительницей, с достоинством преодолевшей череду испытаний и сохранившей душевную чистоту, верность идеалам, искренность, обозначенную перифразой «правдой сердца».

Признавая безусловные заслуги победительницы, лирический герой напоминает ей о несовершенстве, «скудости» человеческой природы. Вчерашние победы могут померкнуть перед натиском новых трудностей, ставших проявлением отвлеченного «жизни зла». Прогнозируя приход тяжелых минут, субъект речи сравнивает психологический портрет лирического «мы» с внутренним состоянием человека, стоящего на «краю могилы», в шаге от гибели.

От отчаяния, тоски и тревоги убережет скромный отцовский подарок — Евангелие. Мудрые строки вечной книги поддержат, подарят желанное спокойствие, позволят дистанцироваться от жизненных страстей. Примечательно, что в концовке текста используется личная форма глагола «припасть», относящаяся к книге, — покорно приникнуть, желая найти защиту, заботу и любовь.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах