«Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!..» А. Фет
* * * Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!
Опять и опять я люблю тебя,
Тихая, теплая,
Серебром окаймленная!
Робко, свечу потушив, подхожу я к окну…
Меня не видать, зато сам я все вижу…
Дождусь, непременно дождусь:
Калитка вздрогнёт, растворяясь,
Цветы, закачавшись, сильнее запахнут, и долго,
Долго при месяце будет мелькать покрывало.
1842 г.
Из цикла «Вечера и ночи».
Анализ стихотворения А. А. Фета «Здравствуй! тысячу раз…»
Стихотворение А. А. Фета «Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!..» относится к жанру любовной лирики, хотя в нем нет ни слова о любви к женщине. Ее присутствие деликатно обозначено только покрывалом – женской одеждой в виде накидки, окутывающей фигуру с головы до ног.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- риторические восклицания – «Здравствуй!», «привет тебе … !», «серебром окаймленная!», с их помощью автор отражает волнение лирического героя, упоенного произошедшим с ним;
- обращение – «ночь» – выделяет адресата речи, наделяет ночь (пору суток) субъекностью, подчеркивает ее особое значение;
- лексические повторы – «Опять и опять …», «Дождусь, … дождусь…», «долго, долго … будет мелькать…» – создают акценты на ключевых словах;
- ряд однородных членов предложения – «тихая, теплая, окаймленная» – иллюстрирует благоговение лирического героя, находящегося в особом состоянии, – ему доставляет удовольствие описание ситуации встречи, его умиление переносится на другие объекты;
- инверсию – «серебром окаймленная», «подхожу я», «будет мелькать покрывало» – призванную выделить заключительное слово каждого словосочетания;
- умолчания – «подхожу я к окну…», «сам я всё вижу…»;
- антитезу – «меня не видать, зато … я … вижу», прием указывает на стремление героя остаться незамеченным;
- олицетворение – «калитка вздрогнет», на самом деле она вздрогнет от толчка руки любимой, но в контексте речи у читателя создается впечатление, что от восторга.
Силой своего воображения замечательный русский поэт создает чудесную картину томной ночи. С помощью оборота «серебром окаймленная» автор уподобляет лунный свет серебру. Освещение луной словно окрашивает, окантовывает предметы, придает всему таинственность. Удивительная красота природы гармонично подчеркивает чистоту и глубину человеческих чувств.
Они переполняют лирического героя (отсюда частотность повторов), эмоции словно выплескиваются наружу и вынуждают героя олицетворять саму ночь – она выступает доверенным лицом, покровительствующим влюбленным. И восторженный герой благодарен ей за это.
Свидание, скорее всего – тайное, окончено, и влюбленный с трепетом хочет взглянуть на уходящую возлюбленную. Появление девушки волшебным образом преображает все – от ее прикосновения вздрагивает калитка, а наделенные волей цветы начинают, прощаясь, качаться и пахнуть сильнее.