Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Прохожий» Н. Заболоцкий

Исполнен душевной тревоги,
В треухе, с солдатским мешком,
По шпалам железной дороги
Шагает он ночью пешком.

Уж поздно. На станцию Нара
Ушел предпоследний состав.
Луна из-за края амбара
Сияет, над кровлями встав.

Свернув в направлении к мосту,
Он входит в весеннюю глушь,
Где сосны, склоняясь к погосту,
Стоят, словно скопища душ.

Тут летчик у края аллеи
Покоится в ворохе лент,
И мертвый пропеллер, белея,
Венчает его монумент.

И в темном чертоге вселенной,
Над сонною этой листвой
Встает тот нежданно мгновенный,
Пронзающий душу покой.

Тот дивный покой, пред которым,
Волнуясь и вечно спеша,
Смолкает с опущенным взором
Живая людская душа.

И в легком шуршании почек,
И в медленном шуме ветвей
Невидимый юноша-летчик
О чем-то беседует с ней.

А тело бредет по дороге,
Шагая сквозь тысячи бед,
И горе его, и тревоги
Бегут, как собаки, вослед.

1948 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Прохожий»

Стихотворение «Прохожий» Н. А. Заболоцкий написал в 1948 году, по восстановлении в Союзе писателей и по возвращении в «официальную» в поэзию. Произведение описывает метафорическую встречу жизни в лице случайного прохожего со смертью, которую олицетворяет могила погибшего молодого летчика. Это одна из главных тем поэта, возможность связать воедино военные бедствия целой страны и «тысячи бед» конкретного человека.

Стихотворение наполнено грустью, отзвуками пережитого, отсылками к личной судьбе поэта. Безликий прохожий как будто стоит путевую запись, в ходе которой бытовая достоверность перетекает с мистическую беседу душ. «Душа» – ключевое слово си стихотворения, поэт употребляет его трижды ( и один раз – прилагательное «душевная»).

Естественный, лишенный патетики язык поэта включает книжную лексику – «чертог», «пронзать», «вослед», «покоится», «венчает», предлог «пред», сочетанную со словом «амбар» и с устаревшими словами «треух», «погост».

Удивительные эпитеты, найденные автором – «душевная тревога», «весенняя глушь», «мертвый пропеллер», «темный чертог», «сонная листва», «пронзающий, мгновенный, дивный покой», «живая душа», «медленный шум», «невидимый юноша-летчик», метафоры – «исполнен тревоги», «входит в глушь», «чертог вселенной», «пронзающий душу», «скопище душ», «шуршание почек», «тело бредет», «шагая сквозь тысячи бед» – следствие филигранной работы со словом.

Среди других средств художественной выразительности – синтаксический параллелизм: – «и в легком шуршании …, и в медленном шуме…», «и тело бредет, и горе его…», меткие сравнения – «стоят, словно скопища душ», «тревоги бегут, как собаки», многочисленные олицетворения – «луна встала», «сосны стоят», «сонная листва», «мертвый пропеллер», «волнуясь и спеша, смолкает с опущенным взором… душа», «ушел … состав», инверсия – «шагает он», «ушел … состав», «над сонною этой листвой», «встает тот …покой», «смолкает … душа».

Диалог душ создает особое переживание, открывает в реальном, телесном – весенних почках, конкретном памятнике погибшему, случайном прохожем – особую духовность. Стихотворение представляет собой новый тип лирики, которая соединяет символику и конкретные понятия, классическую организованность и смелую метафоричность, проблемы времени и проблемы личной судьбы реального человека, таинственного прохожего.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах