Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Прохожий» Н. Заболоцкий

Исполнен душевной тревоги,
В треухе, с солдатским мешком,
По шпалам железной дороги
Шагает он ночью пешком.

Уж поздно. На станцию Нара
Ушел предпоследний состав.
Луна из-за края амбара
Сияет, над кровлями встав.

Свернув в направлении к мосту,
Он входит в весеннюю глушь,
Где сосны, склоняясь к погосту,
Стоят, словно скопища душ.

Тут летчик у края аллеи
Покоится в ворохе лент,
И мертвый пропеллер, белея,
Венчает его монумент.

И в темном чертоге вселенной,
Над сонною этой листвой
Встает тот нежданно мгновенный,
Пронзающий душу покой.

Тот дивный покой, пред которым,
Волнуясь и вечно спеша,
Смолкает с опущенным взором
Живая людская душа.

И в легком шуршании почек,
И в медленном шуме ветвей
Невидимый юноша-летчик
О чем-то беседует с ней.

А тело бредет по дороге,
Шагая сквозь тысячи бед,
И горе его, и тревоги
Бегут, как собаки, вослед.

Дата создания: 1948 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Прохожий»

Стихотворение «Прохожий» Н. А. Заболоцкий написал в 1948 году, по восстановлении в Союзе писателей и по возвращении в «официальную» в поэзию. Произведение описывает метафорическую встречу жизни в лице случайного прохожего со смертью, которую олицетворяет могила погибшего молодого летчика. Это одна из главных тем поэта, возможность связать воедино военные бедствия целой страны и «тысячи бед» конкретного человека.

Стихотворение наполнено грустью, отзвуками пережитого, отсылками к личной судьбе поэта. Безликий прохожий как будто стоит путевую запись, в ходе которой бытовая достоверность перетекает с мистическую беседу душ. «Душа» – ключевое слово си стихотворения, поэт употребляет его трижды ( и один раз – прилагательное «душевная»).

Естественный, лишенный патетики язык поэта включает книжную лексику – «чертог», «пронзать», «вослед», «покоится», «венчает», предлог «пред», сочетанную со словом «амбар» и с устаревшими словами «треух», «погост».

Удивительные эпитеты, найденные автором – «душевная тревога», «весенняя глушь», «мертвый пропеллер», «темный чертог», «сонная листва», «пронзающий, мгновенный, дивный покой», «живая душа», «медленный шум», «невидимый юноша-летчик», метафоры – «исполнен тревоги», «входит в глушь», «чертог вселенной», «пронзающий душу», «скопище душ», «шуршание почек», «тело бредет», «шагая сквозь тысячи бед» – следствие филигранной работы со словом.

Среди других средств художественной выразительности – синтаксический параллелизм: – «и в легком шуршании …, и в медленном шуме…», «и тело бредет, и горе его…», меткие сравнения – «стоят, словно скопища душ», «тревоги бегут, как собаки», многочисленные олицетворения – «луна встала», «сосны стоят», «сонная листва», «мертвый пропеллер», «волнуясь и спеша, смолкает с опущенным взором… душа», «ушел … состав», инверсия – «шагает он», «ушел … состав», «над сонною этой листвой», «встает тот …покой», «смолкает … душа».

Диалог душ создает особое переживание, открывает в реальном, телесном – весенних почках, конкретном памятнике погибшему, случайном прохожем – особую духовность. Стихотворение представляет собой новый тип лирики, которая соединяет символику и конкретные понятия, классическую организованность и смелую метафоричность, проблемы времени и проблемы личной судьбы реального человека, таинственного прохожего.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах