«Сифилис» В. Маяковский
Пароход подошел, завыл, погудел – и скован, как каторжник беглый. На палубе 700 человек людей, остальные – негры. Подплыл катерок с одного бочка. Вбежав по лесенке хромой, осматривал врач в роговых очках: «Которые с трахомой?» Припудрив прыщи и наружность вымыв, с кокетством себя волоча, первый класс дефилировал мимо улыбавшегося врача. Дым голубой из двустволки ноздрей колечком единым свив, первым шел в алмазной заре свиной король – Свифт. Трубка воняет, в метр длиной. Попробуй к такому – полезь! Под шелком кальсон, под батистом-лино поди, разбери болезнь. «Остров, дай воздержанья зарок! Остановить велите!» Но взял капитан под козырек, и спущен Свифт – сифилитик. За первым классом шел второй. Исследуя этот класс, врач удивлялся, что ноздри с дырой, – лез и в ухо и в глаз. Врач смотрел, губу своротив, нос под очками взморща. Врач троих послал в карантин из второклассного сборища. За вторым надвигался третий класс, черный от негритья. Врач посмотрел: четвертый час, время коктейлей питья. – Гоните обратно трюму в щель! Больные – видно и так. Грязный вид… И вообще – оспа не привита. – У негра виски ревмя ревут. Валяется в трюме Том. Назавтра Тому оспу привьют – и Том возвратится в дом. На берегу у Тома жена. Волоса густые, как нефть. И кожа ее черна и жирна, как вакса «Черный лев». Пока по работам Том болтается – у Кубы губа не дура, – жену его прогнали с плантаций за неотработку натурой. Луна в океан накидала монет, хоть сбросся, вбежав на насыпь! Недели ни хлеба, ни мяса нет. Недели – одни ананасы. Опять пароход привинтило винтом. Следующий – через недели! Как дождаться с голодным ртом? – Забыл, разлюбил, забросил Том! С белой рогожу делит! – Не заработать ей и не скрасть. Везде полисмены под зонтиком. А мистеру Свифту последнюю страсть раздула эта экзотика. Потело тело под бельецом от черненького мясца. Он тыкал доллары в руку, в лицо, в голодные месяца. Схватились желудок, пустой давно, и верности тяжеловес. Она решила отчетливо: «No!» , – и глухо сказала: «Yes!» . Уже на дверь плечом напирал подгнивший мистер Свифт. Его и ее наверх в номера взвинтил услужливый лифт. Явился Том через два денька. Неделю спал без просыпа. И рад был, что есть и хлеб, и деньга и что не будет оспы. Но день пришел, и у кож в темноте узор непонятный впеплен. И дети у матери в животе онемевали и слепли. Суставы ломая день ото дня, года календарные вылистаны, и кто-то у тел половину отнял и вытянул руки для милостыни. Внимание к негру стало особое. Когда собиралась паства, морали наглядное это пособие показывал постный пастор: «Карает бог и его и ее за то, что водила гостей!» И слазило черного мяса гнилье с гнилых негритянских костей._____В политику этим не думал ввязаться я. А так – срисовал для видика. Одни говорят – «цивилизация», другие – «колониальная политика».
Январь – март 1926 г.
Из цикла «Стихи об Америке».
Анализ стихотворения Маяковского «Сифилис»
Задача мастеров художественного слова – следовать актуальным темам современности, отражая их в пламенных лозунгах и «грозном марше боевом». В поэме «Во весь голос» лирический субъект формирует список застарелых язв, составляющих сомнительное наследство отжившего общественного строя. Наряду с проституцией и хулиганством в перечень включаются два социально значимых заболевания: туберкулез и сифилис. Поэт, в совершенстве овладевший «шершавым языком плаката», участвует в непримиримой борьбе новой республики с постыдными изъянами прошлого. В счастливом обществе будущего перечисленные понятия отойдут в разряд устаревших и будут числиться лишь в словарях в ранге «остатков слов».
Название венерической болезни стало заглавием произведения 1926 г., вошедшего в число стихотворений об Америке. Автор именовал собственное творение поэмой. Действительно, развернутый сюжет, иллюстрирующий пороки буржуазного общества, свидетельствует о тяготении текста к лиро-эпическому роду.
Предметом внимания повествователя становится трагическая история негритянской семьи, зараженной сифилисом по вине белого развратника мистера Свифта. Том и его жена, обреченные на мучительную смерть, служат «наглядным пособием» для «постного» священника, который назидательно вещает о неумолимости кары Божией.
На печальном примере из жизни чернокожих островитян критикуется принцип неравенства, на котором основано буржуазное государство. Тема классовой и расовой дискриминации – главная в произведении, и к ней сводятся основные образы и мотивы. Доктор, по долгу службы осматривающий приезжающих, опасается беспокоить богачей, путешествующих первым классом. По этой причине на остров беспрепятственно сходит «свиной король» Свифт, зараженный бледной трепонемой. С «негритьем» из третьего класса врач не церемонится, загоняя бедняков обратно в трюм. Голод, нищета и отчаяние толкают молодую негритянку в объятия отвратительного толстосума, «подгнившего» любителя экзотики. О расовом неравноправии сообщает мимолетная формула, встречающаяся в зачине произведения: на пароходе 700 людей, а «остальные – негры».
Поэтический текст насыщен свежими выразительными тропами, знаковой приметой стиля Маяковского. В эпизоде, изображающем голодную жизнь безработной женщины, отражение лунного света метафорически уподобляется сиянию монет, будто лежащих на дне океана. Иносказательная конструкция передает глубину депрессии одинокой героини, оказавшейся в безвыходной ситуации.