«Во сне» А. Фет
Как вешний день, твой лик приснился снова, –
Знакомую приветствую красу,
И по волнам ласкающего слова
Я образ твой прелестный понесу.Сомнений нет, неясной нет печали,
Всё высказать во сне умею я,
И мчит да мчит всё далее и дале
С тобою нас воздушная ладья.Перед тобой с коленопреклоненьем
Стою, пленен волшебною игрой,
А за тобой – колеблемый движеньем,
Неясных звуков отстающий рой.
26 апреля 1890 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск четвёртый» (1891).
Анализ стихотворения Фета «Во сне»
Афанасий Афанасьевич Фет сочинил стихотворение «Во сне» 26 апреля 1890 года. Известно, что на следующий же день поэт оправил его великому князю Константину Константиновичу Романову, с которым вёл в те годы оживлённую переписку. Опубликовано произведение было в сборнике «Вечерние огни. Выпуск четвёртый неизданных стихотворений А. Фета» в 1891 году. Имеются сведения о том, что произведение высоко оценил друг Фета, Я. П. Полонский, который поставил напротив него крестик в своём экземпляре книги. Так Яков Петрович помечал понравившиеся стихи.
Это философское произведение состоит из трёх четверостиший. Рифма перекрёстная, стихотворный размер – пятистопный ямб. Немолодой уже автор говорит в нём от первого лица.
Согласно сюжету, лирический герой видит во сне некую особу, имени которой не называется. По смутным намёкам и расплывчатым образам читателю остаётся догадываться, о ком или о чём идёт речь. Например, в первом четверостишии встречается сравнение «как вешний день», которое указывает на молодость, «весну» жизни. Значит, поэт говорит о юношеской любви?
Возможно. Это предположение кажется правдоподобным, ведь мы встречаем ещё немало интересных романтичных выражений. Свою собеседницу он называет такими эпитетами, как «образ прелестный», «знакомая краса». Строки, посвящённые ей, буквально дышат нежностью и восхищением. Поэт даже использует старинное слово «коленопреклоненье», которое выражает почтительное отношение героя.
Однако в последней строфе можно заметить тревожные эпитеты «неясные звуки», «отстающий рой». Причём эти объекты сопутствуют образу героини сновидения. Так может быть, эта таинственная незнакомка символизирует предчувствие смерти и неизвестности?
Такая догадка тоже уместна, но кажется более вероятным, что на самом деле Афанасий Афанасьевич говорит в своих стихах о музе. Это её воздействие автор описывает эпитетами «волшебная игра» и «ласкающее слово», ведь это именно те дары, которые преподносит поэтическое вдохновение. Обратим внимание, как заостряет поэт внимание на том, как желанен для него полёт фантазии, выраженный через метафору «воздушная ладья», с помощью рефренов («мчит да мчит», «далее и дале»).
При этом пугающий гул непонятных звуков, сопровождающий героиню, больше не кажется нелогичным. Нужно помнить, что Афанасий Афанасьевич находился уже в почтенном возрасте. Думается, под этим образом он имел в виду, что уже не может так ясно, как раньше, улавливать все мелодии, которые дарит муза. Потому-то звуки отстают, не долетают до него. Таким образом, это стихотворение можно считать гимном вдохновению и напоминанием о хрупкости и скоротечности жизни поэта как человека.