«Сирень» А. Кушнер
Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.
Анализ стихотворения Кушнера «Сирень»
Стихотворение «Сирень» относится к городской пейзажной лирике и включает точные и конкретные авторские наблюдения. Основной поэтический образ произведения – цветущая сирень. Метафорический смысл его названия – быстротечность бытия, ассоциированная с недолговечной красотой скромных весенних цветов.
Средства художественной выразительности, которые использовал автор, создают уникальную содержательность и ориентируют читателя на особое эмоциональное восприятие. Среди них:
- пространные ряды однородных членов предложения – «фиолетовой, белой, лиловой, ледяной, голубой, бестолковой», «побывал, трогал, щурил» – исчерпывающе описывают сирень как основной символ весны и обновления;
- олицетворения – «предстанет сирень», «стараются важные пчелы», «треуголки блестят», «тень стелется», «краса блещет», «нависающий букет», «полдень разбит», «бестолковая сирень» – придавая человеческие свойства, емко отражают роль природных явлений;
- инверсия – «перед взором предстанет сирень», «блестят треуголки», «стелется тень», «стараются пчелы», «допотопная (в контексте речи – «извечная») блещет краса», «побывал Кончаловский», «от локтя … след», «восхищение наше» – которая намеренно выделяет начальное слово каждого сообщения, гармонично вписываясь в ткань речи;
- риторическое восклицание – «…блещет краса!» – отражает авторское восхищение весенним возрождением природы;
- неожиданные эпитеты – «тяжелая ветвь», «острые листья», «ледяная сирень», «допотопная краса», «тяжелый музейный букет» – заставляют читателя изменить угол зрения на многие на предметы;
- метафора – «треуголки (в старину – форменная треугольная шляпа военных) листьев» – является отсылкой к форме листьев и одновременно олицетворяет их, делая полноценными персонажами стихотворения;
- сравнение – «стелется, как облако» – позволяет зримо представить кружевную тень листьев сирени;
- сравнение «свежесть ветви тяжелой» – звонкий «ж» создает интонационный акцент, приковывая читательское внимание;
- лексика высокого стиля – «ветвь», «взор», «предстанет», «блещет» – придает изложению торжественность и значение;
- многосоюзие – «и две грозди …, и локтя след» – выделяет каждый однородный член распространенного и непростого для восприятия предложения.
Упоминание о А. С. Кончаловском напоминает о близости автора к диссидентским кругам, хотя отношения к системе А. С. Кушнер никогда благоразумно не выражал и не будировал еврейскую тему. Отметим, что, несмотря на критику, он регулярно издавался и в целом сделал успешную литературную карьеру.
Автор: Александр Кушнер