Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Сирень» А. Кушнер

Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.

Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.

Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.

Анализ стихотворения Кушнера «Сирень»

Стихотворение «Сирень» относится к городской пейзажной лирике и включает точные и конкретные авторские наблюдения. Основной поэтический образ произведения – цветущая сирень. Метафорический смысл его названия – быстротечность бытия, ассоциированная с недолговечной красотой скромных весенних цветов.

Средства художественной выразительности, которые использовал автор, создают уникальную содержательность и ориентируют читателя на особое эмоциональное восприятие. Среди них:

  • пространные ряды однородных членов предложения – «фиолетовой, белой, лиловой, ледяной, голубой, бестолковой», «побывал, трогал, щурил» – исчерпывающе описывают сирень как основной символ весны и обновления;
  • олицетворения – «предстанет сирень», «стараются важные пчелы», «треуголки блестят», «тень стелется», «краса блещет», «нависающий букет», «полдень разбит», «бестолковая сирень» – придавая человеческие свойства, емко отражают роль природных явлений;
  • инверсия – «перед взором предстанет сирень», «блестят треуголки», «стелется тень», «стараются пчелы», «допотопная (в контексте речи – «извечная») блещет краса», «побывал Кончаловский», «от локтя … след», «восхищение наше» – которая намеренно выделяет начальное слово каждого сообщения, гармонично вписываясь в ткань речи;
  • риторическое восклицание – «…блещет краса!» – отражает авторское восхищение весенним возрождением природы;
  • неожиданные эпитеты – «тяжелая ветвь», «острые листья», «ледяная сирень», «допотопная краса», «тяжелый музейный букет» – заставляют читателя изменить угол зрения на многие на предметы;
  • метафора – «треуголки (в старину – форменная треугольная шляпа военных) листьев» – является отсылкой к форме листьев и одновременно олицетворяет их, делая полноценными персонажами стихотворения;
  • сравнение – «стелется, как облако» – позволяет зримо представить кружевную тень листьев сирени;
  • сравнение «свежесть ветви тяжелой» – звонкий «ж» создает интонационный акцент, приковывая читательское внимание;
  • лексика высокого стиля – «ветвь», «взор», «предстанет», «блещет» – придает изложению торжественность и значение;
  • многосоюзие – «и две грозди …, и локтя след» – выделяет каждый однородный член распространенного и непростого для восприятия предложения.

Упоминание о А. С. Кончаловском напоминает о близости автора к диссидентским кругам, хотя отношения к системе А. С. Кушнер никогда благоразумно не выражал и не будировал еврейскую тему. Отметим, что, несмотря на критику, он регулярно издавался и в целом сделал успешную литературную карьеру.

Метки:

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Маяковский; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах