Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Смерть друга» К. Симонов

Памяти Евгения Петрова

Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.

Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье –
Ты все себе в наследство взял,
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.

Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.

Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего,
Огню, штыку, врагу навстречу
Неси его, неси его!

Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что, голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.

И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесет.

Дата создания: 1942 г.

Анализ стихотворения Симонова «Смерть друга»

Стихотворение написано в 1942 году и посвящено нелепой и трагической гибели в авиакатастрофе писателя, драматурга и военного корреспондента Е. П. Петрова, с которым Симонова связывали многолетние дружеские отношения.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «двойной слух и зренье» – подчеркивает преемственность лучших черт друга;
  • синекдоху – «кров не разделяет» – заменяя целое частью, поэт выделяет именно крышу, укрытие как символическую защиту и от снарядов, и от житейских невзгод;
  • синтаксический параллелизм – «все, что было, все что … шло», «все тяжелее, все уже» – помогает удержать читательское внимание, придает особое значение каждому повторенному фрагменту;
  • ряды однородных членов предложения – «упрямство, гнев, терпенье», «огню, штыку, врагу», «не сможешь, переложишь», «возьмет и донесет» – рисуют полную и достоверную картину происходящего;
  • инверсию – «слуха ты и зренья владельцем стал», «у печки жестяной», «гнев его», которая позволяет соблюсти стихотворный размер;
  • эллипсис – «воспоминанья (оставляем) сыновьям»;
  • метафоры – «груз наследства», «круг друзей», которые, используя перенос свойств, способствуют созданию ярких образов;
  • риторическое восклицание – «Неси его!..» – отражает авторскую эмоцию;
  • лексический повтор – «Неси его, неси его!» – ярко выражает побуждение;
  • многосоюзие – «из фляги из твоей»;
  • антитезу – «не умирает, лишь … перестает», которая выражает авторское неприятие смерти;
  • оригинальные, очеловечивающие события олицетворения – «все … улечься … не смогло», «войной сожженной»;
  • иносказание – «сложить голову»;
  • разговорный оборот – «переложить на плечи»;
  • аллитерацию – «сможешь, сложив, переложишь, жив» – звонкий звук «ж» удерживает внимание слушателей и сохраняет градус напряжения.

Рассказ о погибшем друге автор основывает на отрицании смерти – оно реализуется частотным употреблением глаголов – «не умирает – не разделяет, не пьет, не поет, не спит» – стихотворение просто пронизано действием.

Тема войны и гибели удивительным образом создает атмосферу надежды, а не безысходности – произведение содержит призыв достойно принять дружеское наследство. Под грузом наследства понимаются национальные традиции, моральный долг перед страной и безвременно ушедшими в вечность друзьями. Автор справедливо считает, что избавить от этого груза может только гибель.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах