Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Афанасий Фет

«Смерть» А. Фет

«Я жить хочу! – кричит он, дерзновенный. –
Пускай обман! О, дайте мне обман!»
И в мыслях нет, что это лёд мгновенный,
А там, под ним – бездонный океан.

Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой, что ни улыбка, –
Уже под ними торжествует смерть.

Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь – базар крикливый бога,
То только смерть – его бессмертный храм.

Дата создания: 1878 г.

Анализ стихотворения Фета «Смерть»

Стихотворение «Смерть» написано в 1878 году зрелым человеком, в силу большого жизненного опыта способным к важным философским обобщениям. На склоне жизни утончённый лирик предается размышлениям об изменчивости и конечности любви, красоты и самой жизни, всего того, что он свежо и радостно описывал в своем раннем творчестве, и о посмертной судьбе каждого из нас.

Строгое стихотворение на серьезную тему с пугающим названием содержит, тем не менее, настоящие жемчужины художественной выразительности:

  • следующие друг за другом риторические вопросы – «Бежать?», «Куда?», «Где правда, где ошибка?» «Опора где, чтоб руки к ней простерть?» – отражают нравственные метания, которым подвержен каждый мыслящий человек;
  • риторические восклицания, для усиления впечатления также расположенные рядом – «Я жить хочу!», «Пускай обман!», «О, дайте мне обман!» – отражают накал человеческих эмоций, жажду жизни, удовольствий любой ценой;
  • эллипсис – «И в мыслях (того) нет…», «…под ним – (находится) бездонный океан», «Пускай (будет) обман!» – способствует сокращению объема текста без потери смысла;
  • эпифора – «Пускай обман! О, дайте мне обман!» – выделяет ключевое слово – самообман;
  • авторский неологизм – «простерть»;
  • парцелляция – «Где правда, где ошибка?» «Опора где…?» – позволяет автору четко выделить нравственные ориентиры;
  • синтаксический параллелизм – «Что ни расцвет …, что ни улыбка…» – создает дополнительный акцент на каждом явлении жизни;
  • олицетворение – «торжествует смерть» – позволяет автору зримо изобразить неотвратимость земного конца, морально «встряхнуть» читателя;
  • антонимы – «жизнь – смерть», «храм – базар», «правда – ошибка» – придают речи образность и рисуют жизненные контрасты;
  • удивительно точные метафоры – «поводыри чувств», «базар Бога» – позволяют сделать текст емким и информативным одновременно;
  • эпитеты – «мгновенный лед», «слепые поводыри», «крикливый базар», «бессмертный храм»;
  • инверсия – «лед мгновенный», «опора где», «расцвет живой», «базар крикливый» – обеспечивают ритмику стиха;
  • лексика высокого стиля – «дерзновенный», «храм», «простерть («простереть», то есть «протянуть»)» – позволяет подчеркнуть значимость для поэта темы стихотворения.

В первой строфе поэт рисует образ человека (скрытого за обезличивающим местоимением «он»), страстно желающего обманываться, проживающего свою жизнь бездумно – «здесь и сейчас», без мысли о последствиях своих действий, о воздаянии. Оборот «лед мгновенный» – то есть лед, который образовался быстро и не может быть прочным, толстым, надежным – это метафорическое обозначение краткости бытия, земной человеческой жизни. Оборот «бездонный океан» – это яркая метафора вечной (загробной) жизни, в которую каждый будет погружаться до конца времен.

Во второй строфе поэт констатирует, что не существует четких критериев истинности поступков – «опоры», позволяющих человеку сделать правильный выбор (пресловутая свобода выбора, допускаемая Богом), но смерть, какой бы яркой и веселой не была жизнь, неизбежно заставит каждого подвести личный жизненный итог.

В третьей строфе поэт утверждает, что чувства – плохой советчик, «слепой поводырь», который не поможет принять верное, спасительное решение, и делает важнейший мировоззренческий вывод, актуальный и сегодня: даже для неправедно проживших свою жизнь смерть может стать истинной дорогой к Богу.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.

Маяковский не здоровался за руку (в крайних случаях использовал платок). Причина: отец поэта умер от сепсиса, после укола булавкой.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах