«Смерть» А. Фет
«Я жить хочу! – кричит он, дерзновенный. –
Пускай обман! О, дайте мне обман!»
И в мыслях нет, что это лёд мгновенный,
А там, под ним – бездонный океан.Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой, что ни улыбка, –
Уже под ними торжествует смерть.Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь – базар крикливый бога,
То только смерть – его бессмертный храм.
1878 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск первый» (1883).
Анализ стихотворения Фета «Смерть»
Стихотворение «Смерть» написано в 1878 году зрелым человеком, в силу большого жизненного опыта способным к важным философским обобщениям. На склоне жизни утончённый лирик предается размышлениям об изменчивости и конечности любви, красоты и самой жизни, всего того, что он свежо и радостно описывал в своем раннем творчестве, и о посмертной судьбе каждого из нас.
Строгое стихотворение на серьезную тему с пугающим названием содержит, тем не менее, настоящие жемчужины художественной выразительности:
- следующие друг за другом риторические вопросы – «Бежать?», «Куда?», «Где правда, где ошибка?» «Опора где, чтоб руки к ней простерть?» – отражают нравственные метания, которым подвержен каждый мыслящий человек;
- риторические восклицания, для усиления впечатления также расположенные рядом – «Я жить хочу!», «Пускай обман!», «О, дайте мне обман!» – отражают накал человеческих эмоций, жажду жизни, удовольствий любой ценой;
- эллипсис – «И в мыслях (того) нет…», «…под ним – (находится) бездонный океан», «Пускай (будет) обман!» – способствует сокращению объема текста без потери смысла;
- эпифора – «Пускай обман! О, дайте мне обман!» – выделяет ключевое слово – самообман;
- авторский неологизм – «простерть»;
- парцелляция – «Где правда, где ошибка?» «Опора где…?» – позволяет автору четко выделить нравственные ориентиры;
- синтаксический параллелизм – «Что ни расцвет …, что ни улыбка…» – создает дополнительный акцент на каждом явлении жизни;
- олицетворение – «торжествует смерть» – позволяет автору зримо изобразить неотвратимость земного конца, морально «встряхнуть» читателя;
- антонимы – «жизнь – смерть», «храм – базар», «правда – ошибка» – придают речи образность и рисуют жизненные контрасты;
- удивительно точные метафоры – «поводыри чувств», «базар Бога» – позволяют сделать текст емким и информативным одновременно;
- эпитеты – «мгновенный лед», «слепые поводыри», «крикливый базар», «бессмертный храм»;
- инверсия – «лед мгновенный», «опора где», «расцвет живой», «базар крикливый» – обеспечивают ритмику стиха;
- лексика высокого стиля – «дерзновенный», «храм», «простерть («простереть», то есть «протянуть»)» – позволяет подчеркнуть значимость для поэта темы стихотворения.
В первой строфе поэт рисует образ человека (скрытого за обезличивающим местоимением «он»), страстно желающего обманываться, проживающего свою жизнь бездумно – «здесь и сейчас», без мысли о последствиях своих действий, о воздаянии. Оборот «лед мгновенный» – то есть лед, который образовался быстро и не может быть прочным, толстым, надежным – это метафорическое обозначение краткости бытия, земной человеческой жизни. Оборот «бездонный океан» – это яркая метафора вечной (загробной) жизни, в которую каждый будет погружаться до конца времен.
Во второй строфе поэт констатирует, что не существует четких критериев истинности поступков – «опоры», позволяющих человеку сделать правильный выбор (пресловутая свобода выбора, допускаемая Богом), но смерть, какой бы яркой и веселой не была жизнь, неизбежно заставит каждого подвести личный жизненный итог.
В третьей строфе поэт утверждает, что чувства – плохой советчик, «слепой поводырь», который не поможет принять верное, спасительное решение, и делает важнейший мировоззренческий вывод, актуальный и сегодня: даже для неправедно проживших свою жизнь смерть может стать истинной дорогой к Богу.