«Смерть (Нежной, бледной, в пепельной одежде…)» Н. Гумилёв
Нежной, бледной, в пепельной одежде
Ты явилась с ласкою очей.
Не такой тебя встречал я прежде
В трубном вое, в лязганьи мечей.Ты казалась золотисто-пьяной,
Обнажив сверкающую грудь.
Ты среди кровавого тумана
К небесам прорезывала путь.Как у вечно-жаждущей Астреи,
Взоры были дивно глубоки,
И неслась по жилам кровь быстрее,
И крепчали мускулы руки.Но тебя, хоть ты теперь иная,
Я мечтою прежней узнаю.
Ты меня манила песней рая,
И с тобой мы встретимся в раю.
Осень 1905 г.
Анализ стихотворения
Танатологические мотивы характерны для гумилевской поэтики, однако на протяжении творческого пути трактовка вечной темы претерпевала изменения. В ранней лирике смерть принимает конкретные, хотя и разнообразные облики, и зачастую соотносится с религиозными темами.
В стихотворении 1905 г. смерть предстает в двух образах, один из которых относится к прошлому, а другой – к настоящему. Описание первого лика зловещего персонажа занимает основную часть художественного текста. Изображение начинается с фоновой зарисовки, которую организуют звуковые и визуальные детали: «трубный вой», «лязганье мечей» и «кровавый туман». Среди картины жестокого сражения возникает портрет экзальтированной смерти-воительницы. Он подобен облику древнегреческой богини, и эта ассоциация подкрепляется сравнением персонажа с Астреей, дочерью Зевса. Ее ослепительная зовущая красота, сочетающаяся с мощной неженской силой, завораживает лирического субъекта, разгоняя горячую кровь, придавая мужество, закаляя в бою. Ситуация сближается с обрядом инициации: дикий напор воительницы находит отклик в душе юноши, преображая его в истинного рыцаря, способного найти упоение в кровавом сражении.
Второй лик грозной героини – прямая противоположность женщине-воину. «Иная» смерть предстает в образе меланхоличной романтической девы – «нежной», с ласковым взглядом. Поэт выстраивает антитезу подобно художнику, задействуя в противопоставлении лексику с коннотациями блеска и пастельных тонов. В случае с первой вариацией персонажа используются определения «золотисто-пьяная» и «сверкающая», со второй – «бледная», облаченная в скромное «пепельное» одеяние.
Два противоположных лика смерти объединяет одно качество: они привлекают героя, «манят», призывая в рай. Лирический субъект, возмужавший отважный воин, не страшится будущей встречи. Тому есть две причины. Герой избавлен от страхов, присущих приземленному обывателю. Конец жизни, вписанный в неизбежный «райский» контекст, выглядит продолжением, а не завершением существования души.
Портрет нежной девы-смерти из одноименного стихотворения фактически повторяется в художественном пространстве «Ягуара», который появился двумя годами позже анализируемого. «Белая невеста», чей гипнотизирующий взгляд исполнен тихой любви, сравнивается с грациозной ланью и величественной королевой.
Автор: Николай Гумилёв