Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Яков Полонский

«Старый орёл» Я. Полонский

Ещё на солнце я гляжу и не моргаю,
И вижу далеко играющих орлят –
Отлёт их жадными глазами провожаю,
‎      И знать хочу – куда они летят…
Но я отяжелел – одрях – не без кручины
Сижу один я на краю стремнины,
‎‎      У разорённого гнезда,
И только изредка, позабывая годы,
На отдалённый шум их крыл и клич свободы:
‎‎      «Сюда, сюда! старик, сюда!»
Я поднимаю машущие крылья,
Хочу лететь насколько хватит сил.
‎‎      Увы! напрасные усилья!
Я только с камней пыль сметаю взмахом крыл –
И, утомлённый, вновь дремлю, сомкнув зеницы,
И жду, когда в горах погаснет красный день, –
За мной появится блуждающая тень
‎‎      Моей возлюбленной орлицы…

<1863>

Анализ стихотворения Я. П. Полонского «Старый орёл»

Стихотворение «Старый орёл» написано в 1863 году зрелым, повидавшим многое человеком, состоявшимся поэтом. Это небольшое произведение является грустным монологом величественной птицы, теряющей силы и осознающей это, своеобразной хроникой угасания: патриарх птичьего семейства с большим достоинством комментирует свое состояние. Возможно, автор ассоциирует с ним и себя.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • распространенные ряды однородных членов предложения – «гляжу, не моргаю, вижу, провожаю, хочу знать»; «отяжелел, сижу, поднимаю, хочу лететь»; «сметаю, дремлю, жду» – позволяющие максимально точно описать чувства и действия персонажа;
  • инверсия – «знать хочу», «отлет их», «сижу один я», «погаснет день», «появится тень»;
  • умолчания – «куда они летят…», «появится и тень орлицы…» – заставляют читателя додумать то, что осталось недосказанным, но тревожит орла – судьба орлят, чувство потери;
  • контекстуальные синонимы – «отяжелел, одрях», причем вводное слово «одрях» несет пояснительную функцию, вносит нотку оправдания;
  • авторский неологизм – «одрях» – то есть одряхлел, ослабел от старости;
  • архаизмы – «кручина (грусть, печаль)», «зеницы (глаза)» – придают изложению патетический оттенок, сходство с народными сказами;
  • метафоры – «шум крыл», «клич свободы», «провожаю глазами»;
  • цитирование – «Сюда, сюда! старик, сюда!»;
  • риторические восклицания – «Сюда, сюда! старик, сюда!», «Увы! напрасные усилья!» – отражают накал эмоций персонажей, их стремление воссоединиться;
  • обращение – «старик» – создает акцент на главном персонаже и дублирует заголовок;
  • лексический повтор – «Сюда, сюда! … , сюда» – подчеркивает перспективу, недостижимую для постаревшей птицы, но доступную его потомкам;
  • эпитеты – «блуждающая тень», «красный день», «жадные глаза»;
  • олицетворения – «день погаснет», «блуждающая тень», «жадные глаза»;
  • устаревшая форма слова – «крыла» – крылья.

Примечательно, что собственная тень напоминает птице утраченную подругу жизни – орлицу, что отсылает читателя к событиям жизни автора: он потерял первую жену и сына от нее.

Несмотря на то, что орел сидит, талант большого поэта Я. П. Полонского помог наполнить стихотворение, написанное от его имени, движением: в нем огромное количество глаголов, употребляются деепричастия – «позабывая», «сомкнув» – и частотны причастия – «играющие, разорённое, отдалённый, машущие, утомлённый, блуждающая» – усиливающие это впечатление.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений




Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах