«Трусиха» Э. Асадов
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – хрупкий стебелек.Видно, распалясь от разговора,
Парень между прочим рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал.Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые горячие глаза…А потом, вздохнув, сказала тихо:
– Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал: – Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел… И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – хрупкий стебелек.А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.Первый хрипло буркнул: – Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки –
Все, что есть, на бочку, и живей!А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал, спеша, отстегивать часы.И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: – Эй, коза!
Что надулась?! – И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.Дальше было все, как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами: – Мразь! Фашист проклятый! –
Как огнем, детину обожгла.– Наглостью пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь! –
Голос рвется, яростен и звонок:
– Нож в кармане? Мне плевать на нож!За убийство «стенка» ожидает.
Ну а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был – все равно найду!И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: – Ладно… Тише, гром… –
А второй промямлил: – Ну их к черту! –
И фигуры скрылись за углом.Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок.Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – «слабая натура»,
«Трус» и «воробьиная душа».
1963 г.
Анализ стихотворения Асадова «Трусиха»
Эдуард Аркадьевич Асадов – любимый поэт целого поколения, к сожалению, незаслуженно забытый. Его творческая жизнь не отмечена никакими скандалами, он никогда не рассчитывал на публицистический эффект, не эпатировал читателей, не делал карьеры и не покидал Родины, как множество его собратьев по перу, относившихся к нему с оттенком презрительного превосходства.
Прошедший войну поэт имел твердые идеологические установки, но его поэзия лишена скучной назидательности – она в основном описывает реальные жизненные ситуации и находит отзвук в душе любого человека, чем и обусловлена ее широкая популярность. Стихотворение «Трусиха» относится как раз к такой категории. Особенность его жанра – гражданская лирика. Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- метафоры – «шар луны», «девчонка-стебелек», «полоска света», «бурый от волненья», «жизнь… пьешь» – позволяют лаконично создать яркие зримые образы;
- эпитеты – «звездный абажур», «дьявольское теченье», «смелые горячие глаза», «ужасная трусиха», «воробьиная душа», «спортивная фигура», «темные плечистые силуэты», «лунный диск», «млечная дорога», «слабая натура»;
- олицетворения – «фигуры скрылись», «уснувший городок», «швыряла молнии гроза», «ветер пел», «спящий городок», «хмурая набережная», «дремлющие акации», «голос рвется», «лунный диск шагал и смотрел» – позволяют автору создать поэтический антураж, ярче отразить их чувства и характеры;
- синонимы – «уснувший» «спящий» – рисуют картину опустевшего городка, подчеркивают отсутствие свидетелей происшествия;
- синтаксический параллелизм – «как переплывал, как боролся, как швыряла» – подчеркивает множественность действий, выделяя каждое придаточное предложение;
- умолчания – «она смотрела в глаза…», «Ладно… тише…» – употреблены в местах, когда персонажей переполняют чувства, и они не находят слов для их выражения;
- обращения – «воробьиная душа», «цыпленки», «подонок», «гром», «коза» – фиксируют внимание на персонажах и характеризуют их отношение – то снисходительность, то крайнее пренебрежение;
- пространные ряды однородных членов предложения – «улыбнулся, притянул, сказал, приподнял, поцеловал», «кольца, серьги, часики, деньжонки (одновременно пример бессоюзия)», «упаду, выживу, узнаю, найду» – скрупулезно описывают действия персонажей;
- риторические восклицания – «Ни за что б … не поплыла!» , «Мир был из … звезд!», «Стоп!..», «Эй, коза!», «Что надулась?!», «Мразь! Фашист проклятый!», «Врешь!..», «Ты враг!» – отражают накал чувств, захватывающий читателя;
- риторические вопросы – «Комсомол пугаешь?», «Нож в кармане?»;
- фразеологизмы – «выросли как из-под земли», «все на бочку», «глаза в глаза»;
- парцелляцию – «…хмыкнул. И берет … натянул…» – создает акцент на каждом действии персонажа;
- кольцо – «Нож в кармане? … плевать на нож!» – выделяет ключевое слово «нож» как главную угрозу;
- сравнения – «было … как взрыв…», «как огнем … обожгла»;
- аллюзию – «стенка ожидает» – намек на высшую меру наказания;
- эллипсис – «за убийство (тебя) стенка ожидает»;
- иронию – «девчонка – слабая натура»;
- простонародную лексику – «детина».
Краткие прилагательные «яростен и звонок» автор употребляет в кульминационный момент – они будто режут слух, придают речи книжный, даже где-то официальный оттенок и подчеркивают важность всей сцены.
Основные образы стихотворения – не только люди: явления природы и предметы – луна, набережная – являются безмолвными свидетелями разыгравшейся сцены. В лице хрупкой девочки автор создал героиню, которая посрамила дюжего кавалера, смелого лишь на словах. Она может послужить примером современным молодым людям.
Автор: Эдуард Асадов