«В бурю» А. Плещеев
Комнату лампада
Кротко озаряла;
Мать, над колыбелью
Наклонясь, стояла.А в саду сердито
Выла буря злая,
Над окном деревья
Темные качая.И колючей веткой
Ель в стекло стучала,
Как стучит порою
Путник запоздалый.Дождь шумел; раскаты
Слышалися грома;
И гремел, казалось,
Он над крышей дома.На малютку сына
Нежно мать глядела;
Колыбель качая,
Тихо песню пела:«Ах! уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели.Ты, гроза господня,
Не буди ребенка;
Пронеситесь, тучи
Черные, сторонкой!Бурь еще немало
Впереди, быть может,
И не раз забота
Сон его встревожит».Спи, дитя, спокойно…
Вот гроза стихает;
Матери молитва
Сон твой охраняет.Завтра, как проснешься
И откроешь глазки,
Снова встретишь солнце,
И любовь, и ласки!
<1872>
Анализ стихотворения А. Н. Плещеева «В бурю»
Стихотворение «В бурю» написано в 1872 году. Начало семидесятых годов XIX столетия стало для А. Н. Плещеева периодом горьких разочарований и крушения надежд, несмотря на его огромный авторитет в литературной среде и активную деятельность в журнале «Отечественные записки». Аллегоричность стихотворения «В бурю» в том, что автор повествует о грозе не только как о смертельно опасном атмосферном явлении. Пережив потери близких людей, годы бедности и лишений, Алексей Николаевич как человек широкой души пишет со знанием дела о бурях жизненных.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «комнату озаряла», «выла буря злая», «деревья темные», «уймись ты», «матери молитва», создающую смысловые акценты на заключительных словах;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, образующих смысловое целое) – «кротко озаряла», «сладко дремлет», придает речи зримую образность;
- олицетворения – «буря выла», «ель стучала», «забота встревожит», «молитва охраняет»;
- сравнение – «стучала, как … путник»;
- цитирование – пространная выдержка из песни матери придает изложению доверительность, трогательность;
- многочисленные обращения – «буря», «ели», «гроза господня», «тучи черные», «дитя» – делают образы стихотворения более выпуклыми, четко обозначают их;
- риторические восклицания – «Ах!», «Пронеситесь … сторонкой!» – отражают накал человеческих чувств;
- синонимы – «малютка, ребенок, дитя» – разнообразят речь, иллюстрируют богатство авторского языка;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «сторонка», «глазки» – придают речи милую домашность, искренность;
- умолчание – «Спи … спокойно…» – включающее элемент аллитерации – повтор глухих согласных словно убаюкивает читателя, а оформленная троеточием недосказанная мысль позволяет предположить для матери и ребенка надежную перспективу, вселяет уверенность в их безопасности;
- ряды однородных членов предложения – «проснешься, откроешь», «солнце, любовь, ласки», «глядела, пела»;
- религиозную лексику – «лампада», «молитва», «господня», отсылающую читателя к духовной составляющей человеческого бытия;
- аллитерацию – «раскаты … грома, и гремел… над крышей…», удачно имитирующую звуки непогоды;
- антонимы – «гремит – стихает».
Произведение содержит косвенный призыв не только к стойкости, но и к смирению – главной христианской добродетели. Милая семейная картинка – мать и дитя – отсылка к образу Богородицы. Стихотворение и сегодня демонстрирует могущество природных стихий, обстоятельств непреодолимой силы и их власть над человеком, несмотря технический прогресс и достижения цивилизации – реальные и мнимые.