«Весна (Любовь земли и прелесть года…)» Ф. Тютчев
Посвящается друзьямЛюбовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..
Творенью пир дает природа,
Свиданья пир дает сынам!..Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..Где вы, Гармонии сыны?..
Сюда!.. и смелыми перстами
Коснитесь дремлющей струны,
Нагретой яркими лучами
Любви, восторга и весны!..Как в полном, пламенном расцвете,
При первом утра юном свете,
Блистают розы и горят;
Как зефир в радостном полете
Их разливает аромат:Так, разливайся, жизни сладость,
Певцы!.. за вами по следам!..
Так порхай наша, други, младость
По светлым счастия цветам!..*Вам, вам сей бедный дар признательной любви, Цветок простой, не благовонный; Но вы, наставники мои, Вы примете его с улыбкой благосклонной. Так слабое дитя, любви своей в залог, Приносит матери на лоно В лугу им сорванный цветок!..
1821, 1828 гг.
Анализ стихотворения Тютчева «Весна (Любовь земли и прелесть года…)»
По верному замечанию русского философа С. Л. Франка (1877-1950), описания весны в творчестве Тютчева «принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики». Мыслитель отмечает, что это время года в произведениях Федора Ивановича несет с собой идею света и радости. Посредством его воспевания поэт познавал божественное начало. Наибольшее количество стихотворений, посвященных весне, написано Тютчевым в первый период творчества, то есть в 1820-30-е годы. По мнению теоретика искусства Т. Н. Райнова (1888-1958), юный Федор Иванович – «светлая, огнистая, <…> собою полная душа». При этом весна для поэта на протяжении всего творческого пути оставалась живительной силой, способной даровать человеческой душе исцеление и облегчение. Самые радостные и самые жизнеутверждающие мотивы тютчевской лирики навеяны именно весной.
В 1820-х годах создавалось стихотворение «Любовь земли и прелесть года…». Основное место в нем занимает весна. Лирический герой восторженно приветствует ее приход, поэтому произведение отличается возвышенным, приподнятым настроением. Едва ли не ключевым средством художественной выразительности становятся риторические восклицания. Весна в рассматриваемом тексте именуется любовью земли и прелестью года. Вместе с ней на земле появляется «дух жизни, силы и свободы». С ее приходом в людские души льется радость, словно «бога животворный глас». Она неразрывно связана с любовью – это слово в относительно небольшом стихотворении Тютчев повторяет четыре раза. В весенней лирике Федора Ивановича часто упоминаются цветы, причем порой их названия не конкретизируются. Они олицетворяют собой все лучшее, с чем традиционно ассоциируется весна, – молодость, красоту, любовь. В анализируемом тексте говорится о розах. Кроме того, в последней строфе стихотворение «Любовь земли и прелесть года…» называется бедным даром признательной любви и сравнивается с цветком «простым, не благовонным».
Интересно, что в рассматриваемом произведении не нашлось места описанию пейзажа. Тютчев не прибегает к изображению конкретных примет наступления весны, например, к таянию снегов, распускающимся цветам, зеленеющим деревьям. Зато в подзаголовке стихотворения присутствует уточнение – «Посвящение друзьям». Возникает ощущение, что юный Федор Иванович готов оставить на откуп другим поэтам воспевание весны через описание основных ее признаков.