«Весна в лесу» Н. Заболоцкий
Каждый день на косороге я
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.
В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.
Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.
Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок
И больших червей питательных
Собирает детям впрок.
А в глуши лесов таинственных,
Нелюдимый, как дикарь,
Песню прадедов воинственных
Начинает петь глухарь.
Словно идолище древнее,
Обезумев от греха,
Он рокочет за деревнею
И колышет потроха.
А на кочках под осинами,
Солнца празднуя восход,
С причитаньями старинными
Водят зайцы хоровод.
Лапки к лапкам прижимаючи,
Вроде маленьких ребят,
Про свои обиды заячьи
Монотонно говорят.
И над песнями, над плясками
В эту пору каждый миг,
Населяя землю сказками,
Пламенеет солнца лик.
И, наверно, наклоняется
В наши древние леса,
И невольно улыбается
На лесные чудеса.
1935 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Весна в лесу»
Для образной структуры произведений Заболоцкого характерны иносказательные конструкции, устанавливающие связи между природными объектами и научно-техническими достижениями. В тексте «Осени» просторные рощи уподобляются «большим помещениям» или «чистым домам», засохшая листва именуется «веществом», а солнечный свет – «массой».
В стихотворении 1935 г. научную тему предваряет лирическое вступление, обращенное к «милому другу» – адресату, привычному для русской традиции. Картины пробуждающейся природы не оставляют субъекта речи равнодушным: об его увлеченности сообщает личная форма глагола «пропадать». В зачине конкретизирована позиция лирического «я», который наблюдает за увлекательными изменениями со склона холма.
Изображение многоликого образа природы открывается яркой метафорой, отождествляющей весенний лес с лабораторией. Поэт развивает оригинальный троп: каждое растение сравнивается с колбочкой, в которой бурлит «влага солнечная». Научные опыты проводит грач, аккуратный и внимательный специалист. В концовке фрагмента структура образа птицы претерпевает семантический сдвиг: грач выступает не только дотошным ученым, но и заботливым родителем.
Фольклорные мотивы определяют идейно-образное наполнение сценок, составляющих содержание остальной части текста. Центральное место в каждом из миниатюрных фрагментов отведено олицетворенным образам птиц и животных. Ряд начинает описание токующего глухаря, который сравнивается с дикарем и языческим кумиром. Свободолюбивый, воинственный, страстный – таков портрет жителя лесной глуши. Его чувственная песня напоминает рокот, а сила любовного порыва передается при помощи выразительной натуралистичной детали – «колышет потроха». В этом примере читатель сталкивается с семантическим преобразованием существительного, значение которого отдаляется от общеязыкового.
Следующая сценка посвящена заячьему хороводу. Словно язычники, зверьки собрались в круг, чтобы отпраздновать восход солнца. Плавные движения сопровождаются обрядовыми песнями, «причитаньями старинными». Трогательные и беззащитные персонажи напоминают лирическому субъекту малышей, и это сравнение обнаруживает безыскусственный, по-детски восторженный взгляд субъекта речи. Описание завершается классическим мотивом жалоб на несправедливую заячью долю, который характерен для русской сказочной традиции.
Нарядную картину «лесных чудес» завершает образ солнца, пламенеющий лик которого царит над пространством и благосклонно взирает на своих подопечных, с искренней радостью встречающих тепло.
Автор: Николай Заболоцкий