Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Волшебный фонарь, Марина Цветаева

«Весна в вагоне» М. Цветаева

Встают, встают за дымкой синей
Зеленые холмы.
В траве, как прежде, маргаритки,
И чьи-то глазки у калитки…
Но этой сказки героини
Апрельские – не мы!

Ты улыбнулась нам, Мария,
(Ты улыбалась снам!)
Твой лик, прозрачней анемоны,
Мы помним в пламени короны…
Но этой встречи феерия
Апрельская – не нам!

1 мая 1911 г., Гурзуф.

Сборник «Волшебный фонарь», раздел «Не на радость».

Анализ стихотворения Цветаевой «Весна в вагоне»

В 1912 году Цветаева выпустила в московском издательстве «Оле-Лукойе» свой второй сборник, получивший название «Волшебный фонарь» и посвященный супругу Сергею Эфрону. Критиками он был принят более сдержанно, чем первая книга молодой поэтессы. Отрицательно отозвался о нем Николай Гумилев. По его мнению, Марина Ивановна использовала те же темы и образы, что и в «Вечернем альбоме», вот только выглядеть они стали суше. Борис Лавренев назвал сборник «неприятно бледным», найдя в нем лишь несколько милых и тонких стихотворений. Цветаева на негатив отреагировала остро и болезненно. Она искренне считала, что подверглась критике из-за того, что не присоединилась ни к одному поэтическому объединению.

В «Волшебном фонаре» Марина Ивановна продолжает вести своеобразный диалог с поэтом, оказавшим на нее сильнейшее влияние, – Блоком. Впоследствии она посвятит ему небольшой сборник, озаглавленный «Стихи к Блоку» и увидевший свет в 1922 году. В первых книгах Цветаевой фигурирует лирическая героиня Мария Башкирцева, выступающая в роли alter ego поэтессы. За счет использования аллюзий и реминисценций образ этот сближается с блоковской Незнакомкой. Для примера рассмотрим соотношение сна и яви. Его Цветаева подает с оглядкой на лирику Александра Александровича. Нередко читатель не уверен, в каком ключе воспринимать ситуации, показанные в стихотворениях Блока: рассматривать их как события, происходящие в реальном мире, или плоды воображения. Подобный подход заметен в произведении Цветаевой «Весна в вагоне», датированном 1911 годом. Обратите внимание на строки:
Ты улыбнулась нам, Мария,
(Ты улыбалась снам!)…

Стоит подробно остановиться и на образе Марии Башкирцевой, фигурирующем в стихотворении. Имя это появилось в творчестве Цветаевой неслучайно. Марина Ивановна имела в виду женщину, реально существовавшую. Мария Башкирцева – французская художница, родившаяся в Полтавской области. Прославилась она благодаря своему дневнику, который вела с 12 лет и до самой смерти. Жизнь девушки оборвалась рано. Башкирцева скончалась в 25 лет от туберкулеза. Ее дневник пользовался огромной популярностью в России конца XIX века. Цветаева была самой известной почитательницей Марии. Именно ей посвящен сборник «Вечерний альбом». Кроме того, Марина Ивановна планировала написать цикл стихотворений, адресованный Башкирцевой, но он так и не увидел свет.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах