«Возвращение весны» Г. Державин
Возвращается Весна,
И хариты вкруг блистаю!
Взоры смертных привлекают.
Где стоит, грядет она,
Воздух дышит ароматом,
Усмехается заря,
Чешуятся реки златом;
Рощи, в зеркалы смотря,
На ветвях своих качают
Теплы, легки ветерки;
Сильфы резвятся, порхают,
Зелень всюду и цветки
Стелют по земле коврами;
Рыбы мечутся из вод;
Журавли, виясь кругами
Сквозь небесный синий свод,
Как валторны возглашают;
Соловей гремит в кустах,
Звери прыгают, брыкают,
Глас их вторится в лесах.
Горстью пахарь дождь на нивы
Сеет вкруг себя златой,
Белы парусы игривы
Вздулись на море горой;
Вся природа торжествует,
Празднует Весны приход,
Всё играет, всё ликует, –
Нимфы! станьте в хоровод
И, в белейши снега ткани
Облеченны, изо льну,
Простирайте нежны длани.
Принимайте вы Весну,
А в цветах ее щедроты,
А в зефирах огнь сердцам.
С нею к вам летят эроты:
Без любви нельзя жить вам.
Май 1797 г.
Анализ стихотворения Державина «Возвращение весны»
Гавриил Державин является не только выдающимся общественным и политическим деятелем 18 века, но и известным литератором, который внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Будучи приверженцем классицизма, он постарался упростить и приукрасить русский язык, сделав его доступным для понимания людей различных сословий. В этом была своя необходимость, так как приближенным императора мог стать вчерашний крестьянин или же купец, для которого «высокий штиль» был недоступен. Впрочем, и сам Державин родился в семье мелкопоместных дворян, не предполагая, что дослужится до министра юстиции России.
Успешная карьера, тем не менее, не мешала Державину слагать прекрасные оды, посвящая их божьим помазанникам. В 1797 году по случаю посещения императрицей Марией Федоровной Смольного монастыря поэт написал стихотворение «Возвращение весны», в названии которого скрыт двойной смысл. Это произведение одновременно посвящено и природе, и титулованной особе, которая сумела по достоинству оценить столь изысканное сравнение и щедро отблагодарила поэта. Тем не менее, в наши дни «Возвращение весны» воспринимается как образец классической русской поэзии, образной и возвышенной. В нем автор изображает торжество природы, которая «празднует весны приход» и радостно отзывается на теплое прикосновение солнечных лучей, легки ветерок и удивительно чистый воздух, который «дышит ароматом».
Весне рад весь окружающий мир, и это неудивительно, потому что он буквально преображается. Поэт отмечает, что вокруг все зеленеет и «цветки стелют по земле коврами». В небе порхают птицы. Наполняя мир своим счастливым щебетанием, «рыбы мечутся из вод». Яркое весеннее солнце встречают и лесные звери, и одинокий пахарь, который «дождь на нивы сеет вкруг себя златой».
Обращаясь к мифологии, Державин отмечает, что предвестницами весны являются очаровательные нимфы, которым под силу превратить снежное покрывало, укутывающее землю, в тончайшие белые наряды. В таком виде они встречают весну и простирают к ней «нежные длани», призывая к себе в помощники Эроса – бога любви. Именно с этим ярким и волнующим чувством у Державина ассоциируется весна, которая способная вскружить голову любому человеку и вселить в душу надежду на то, что с собой она принесет подлинное счастье, избавление от печалей и страданий, а также возможность начать жизнь заново, оставив в прошлом все невзгоды.