Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Встреча с Победой» О. Берггольц

«Встреча с Победой» Ольга Берггольц

– Здравствуй... 
               Сердцем, совестью, 
     дыханьем, 
всею жизнью говорю тебе: 
– Здравствуй, здравствуй. 
                         Пробил час 
     свиданья, 
светозарный час в людской судьбе. 
  
Я четыре года самой гордой – 
русской верой – верила, любя, 
что дождусь – 
             живою или мертвой, 
все равно, – 
           но я дождусь тебя. 
Вот я дождалась тебя – живою... 
– Здравствуй... 
               Что еще тебе сказать? 
Губы мне свело священным зноем, 
слезы опаляют мне глаза. 
Ты   прекраснее,  чем   нам   
     мечталось, – 
свет безмерный, 
               слава, 
                     сила сил. 
  
Ты – как день, когда Земля рождалась, 
вся в заре, в сверкании светил. 
  
Ты цветеньем яблоневым белым 
осыпаешь землю с высоты. 
Ты отрадней песни колыбельной, 
полная надежды и мечты. 
Ты – такая... Ты пришла такая... 
Ты дохнула в мир таким теплом... 
Нет, я слова для тебя не знаю. 
Ты– Победа. Ты превыше слов. 
  
Счастье грозное твое изведав, 
зная тернии твоих путей, 
я клянусь тебе, клянусь,  Победа, 
за себя и всех своих друзей, – 
я клянусь, что в жизни нашей новой 
мы  не позабудем  ничего: 
ни народной драгоценной крови, 
пролитой за это торжество, 
ни твоих бессмертных ратных будем, 
ни суровых праздников твоих, 
ни твоих приказов не забудем, 
но во всем достойны будем их. 
  
Я клянусь так жить и так трудиться, 
чтобы Родине цвести, цвести... 
Чтоб вовек теперь ее границы 
никаким врагам не перейти. 
  
Пусть же твой огонь неугасимый 
в каждом сердце светит и живет 
ради счастья Родины любимой, 
ради гордости твоей, Народ.

Анализ стихотворения Берггольц «Встреча с Победой»

«Встреча с Победой», пожалуй, одно из самых ранних произведений, посвящённых этому долгожданному и радостному событию. Этот ответ на всеобщее ликование был 10 мая 1945 году написан Ольгой Берггольц – спустя всего лишь день после объявления победы над нацистской Германией. Это стихотворение вместило в себя всю гамму чувств, которую испытывала не только поэтесса, но и, наверное, все советские люди, праздновавшие вместе с ней воцарение мира.

Главный приём, использованный Ольгой Фёдоровной в произведении, – это олицетворение. Это не новое слово в военной лирике, например, поэтесса Юлия Друнина также применяла его, наделяя войну человеческими чертами. Но этот литературный троп оказался очень эффективным – под пером Ольги Берггольц образ Победы наполнился жизнью и предстал перед читателем во всей красе.

Вникая в эти строки:
Ты прекраснее, чем нам мечталось, –
свет безмерный,
слава,
сила сил.
читатель может увидеть мысленным взором величественную сияющую женскую фигуру. Нам легко представить, как она внимательно обводит всё вокруг своим мудрым понимающим взглядом, но вместе с утешением в нём присутствует и строгость. Поэтесса подчёркивает, какой ценой была заслужена победа и напоминает, что ради защиты мира необходимо продолжать усердно трудиться:
Я клянусь так жить и так трудиться,
чтобы Родине цвести, цвести…

Сохранение памяти о жертвах и подвигах войны – один из важнейших мотивов, звучащих в произведении. Чтобы заострить на нём внимание, автор использует рефрены и анафоры:
я клянусь тебе, клянусь, Победа,
…..
я клянусь, что в жизни нашей новой
…..

Градации также призваны усилить внимание читателя и показать важность усилий, которые предприняло всё советское общество для приближения победы:
ни народной драгоценной крови,
…..
ни твоих бессмертных ратных будем,
ни суровых праздников твоих,
ни твоих приказов не забудем…

Исследуя эпитеты, которыми поэтесса награждает свою героиню – Победу, читатель может обнаружить, что в этой фигуре сливаются воедино образы триумфа, мира и Родины. Автор сравнивает проявления победы с нежными лепестками яблоневых цветов, ласковыми звуками колыбельной песни. Что это, как не отражение любви к отчизне, воспоминание о её красоте и щедрости?!

Радость от освобождения от гнёта кровопролитной войны смешивается с восхищением мощью и стойкостью народа и родной земли. Недаром последняя строфа содержит ещё одну анафору, подчёркивающую наиболее важные в стихотворении образы:
ради счастья Родины любимой,
ради гордости твоей, Народ.

Это произведение даже сегодня, спустя столько лет, вызывает в читателях те же чувства, что и в измученных войной советских гражданах: гордость, ликование, признательность, надежду на прекрасное будущее. Такова удивительная сила поэзии, сочетающаяся с высокой идеей памяти о подвигах простых людей.

Метки:

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Маяковский; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах