Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Встреча с Победой» О. Берггольц

– Здравствуй…
                     Сердцем, совестью,
                                                дыханьем,
всею жизнью говорю тебе:
– Здравствуй, здравствуй.
                                    Пробил час
                                                    свиданья,
светозарный час в людской судьбе.
  
Я четыре года самой гордой –
русской верой – верила, любя,
что дождусь –
                    живою или мертвой,
все равно, –
                  но я дождусь тебя.
Вот я дождалась тебя – живою…
– Здравствуй…
                     Что еще тебе сказать?
Губы мне свело священным зноем,
слезы опаляют мне глаза.
Ты прекраснее, чем нам
                                  мечталось, –
свет безмерный,
                       слава,
                                сила сил.
  
Ты – как день, когда Земля рождалась,
вся в заре, в сверкании светил.
  
Ты цветеньем яблоневым белым
осыпаешь землю с высоты.
Ты отрадней песни колыбельной,
полная надежды и мечты.
Ты – такая… Ты пришла такая…
Ты дохнула в мир таким теплом…
Нет, я слова для тебя не знаю.
Ты– Победа. Ты превыше слов.
  
Счастье грозное твое изведав,
зная тернии твоих путей,
я клянусь тебе, клянусь,  Победа,
за себя и всех своих друзей, –
я клянусь, что в жизни нашей новой
мы  не позабудем  ничего:
ни народной драгоценной крови,
пролитой за это торжество,
ни твоих бессмертных ратных будем,
ни суровых праздников твоих,
ни твоих приказов не забудем,
но во всем достойны будем их.
  
Я клянусь так жить и так трудиться,
чтобы Родине цвести, цвести…
Чтоб вовек теперь ее границы
никаким врагам не перейти.
  
Пусть же твой огонь неугасимый
в каждом сердце светит и живет
ради счастья Родины любимой,
ради гордости твоей, Народ.

10 мая 1945 г.

Анализ стихотворения

«Встреча с Победой (Здравствуй…)», пожалуй, одно из самых ранних произведений, посвящённых этому долгожданному и радостному событию. Этот ответ на всеобщее ликование был 10 мая 1945 году написан Ольгой Берггольц – спустя всего лишь день после объявления победы над нацистской Германией. Это стихотворение вместило в себя всю гамму чувств, которую испытывала не только поэтесса, но и, наверное, все советские люди, праздновавшие вместе с ней воцарение мира.

Главный приём, использованный Ольгой Фёдоровной в произведении, – это олицетворение. Это не новое слово в военной лирике, например, поэтесса Юлия Друнина также применяла его, наделяя войну человеческими чертами. Но этот литературный троп оказался очень эффективным – под пером Ольги Берггольц образ Победы наполнился жизнью и предстал перед читателем во всей красе.

Вникая в эти строки:
Ты прекраснее, чем нам мечталось, –
свет безмерный,
слава,
сила сил.
читатель может увидеть мысленным взором величественную сияющую женскую фигуру. Нам легко представить, как она внимательно обводит всё вокруг своим мудрым понимающим взглядом, но вместе с утешением в нём присутствует и строгость. Поэтесса подчёркивает, какой ценой была заслужена победа и напоминает, что ради защиты мира необходимо продолжать усердно трудиться:
Я клянусь так жить и так трудиться,
чтобы Родине цвести, цвести…

Сохранение памяти о жертвах и подвигах войны – один из важнейших мотивов, звучащих в произведении. Чтобы заострить на нём внимание, автор использует рефрены и анафоры:
я клянусь тебе, клянусь, Победа,
. . . . .
я клянусь, что в жизни нашей новой
. . . . .

Градации также призваны усилить внимание читателя и показать важность усилий, которые предприняло всё советское общество для приближения победы:
ни народной драгоценной крови,
. . . . .
ни твоих бессмертных ратных будем,
ни суровых праздников твоих,
ни твоих приказов не забудем…

Исследуя эпитеты, которыми поэтесса награждает свою героиню – Победу, читатель может обнаружить, что в этой фигуре сливаются воедино образы триумфа, мира и Родины. Автор сравнивает проявления победы с нежными лепестками яблоневых цветов, ласковыми звуками колыбельной песни. Что это, как не отражение любви к отчизне, воспоминание о её красоте и щедрости?!

Радость от освобождения от гнёта кровопролитной войны смешивается с восхищением мощью и стойкостью народа и родной земли. Недаром последняя строфа содержит ещё одну анафору, подчёркивающую наиболее важные в стихотворении образы:
ради счастья Родины любимой,
ради гордости твоей, Народ.

Это произведение даже сегодня, спустя столько лет, вызывает в читателях те же чувства, что и в измученных войной советских гражданах: гордость, ликование, признательность, надежду на прекрасное будущее. Такова удивительная сила поэзии, сочетающаяся с высокой идеей памяти о подвигах простых людей.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах