Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владимир Маяковский

«Я и Наполеон» В. Маяковский

Я живу на Большой Пресне,
36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое.
Ну?
Кажется – какое мне дело,
что где-то
в буре-мире
взяли и выдумали войну?

Ночь пришла.
Хорошая.
Вкрадчивая.
И чего это барышни некоторые
дрожат, пугливо поворачивая

глаза громадные, как прожекторы?
Уличные толпы к небесной влаге
припали горящими устами,
а город, вытрепав ручонки-флаги,
молится и молится красными крестами.
Простоволосая церковка бульварному изголовью
припала, – набитый слезами куль, –
а у бульвара цветники истекают кровью,
как сердце, изодранное пальцами пуль.
Тревога жиреет и жиреет,
жрет зачерствевший разум.
Уже у Ноева оранжереи
покрылись смертельно-бледным газом!

Скажите Москве –
пускай удержится!
Не надо!
Пусть не трясется!
Через секунду
встречу я
неб самодержца, –
возьму и убью солнце!
Видите!
Флаги по небу полощет.
Вот он!
Жирен и рыж.
Красным копытом грохнув о площадь,
въезжает по трупам крыш!

Тебе,
орущему:
«Разрушу,
разрушу!»,
вырезавшему ночь из окровавленных карнизов,
я,
сохранивший бесстрашную душу,
бросаю вызов!

Идите, изъеденные бессонницей,
сложите в костер лица!
Все равно!
Это нам последнее солнце –
солнце Аустерлица!

Идите, сумасшедшие, из России, Польши.
Сегодня я – Наполеон!
Я полководец и больше.
Сравните:
я и – он!

Он раз чуме приблизился троном,
смелостью смерть поправ, –
я каждый день иду к зачумленным
по тысячам русских Яфф!
Он раз, не дрогнув, стал под пули
и славится столетий сто, –
а я прошел в одном лишь июле
тысячу Аркольских мостов!

Мой крик в граните времени выбит,
и будет греметь и гремит,
оттого, что
в сердце, выжженном, как Египет,
есть тысяча тысяч пирамид!

За мной, изъеденные бессонницей!
Выше!
В костер лица!
Здравствуй,
мое предсмертное солнце,
солнце Аустерлица!

Люди!
Будет!
На солнце!
Прямо!
Солнце съежится аж!
Громче из сжатого горла храма
хрипи, похоронный марш!
Люди!
Когда канонизируете имена
погибших,
меня известней, –
помните:
еще одного убила война –
поэта с Большой Пресни!

<1915>

Анализ стихотворения Маяковского «Я и Наполеон»

Стихотворение написано в 1915 году в разгар военных событий первой мировой. Поэт с широкой натурой не мог остаться в стороне от социального протеста, овладевшего массами уже в начале войны. Произведение ярко отражает общественные настроения, причем автор мастерски использует для этой цели городской антураж. В рамках стихотворения город как живое существо живет в напряженном ожидании войны.

Маяковский пользуется следующими выразительными средствами:

  • олицетворениями – «простоволосая церковка припала», «город молится», «цветники истекают кровью», «тревога жиреет, жрет», «изъеденные бессонницей» – они являются точной и безжалостной характеристикой царской России военной поры;
  • лексическими повторами – «молится и молится», «жиреет и жиреет», «Разрушу, разрушу!» – нагнетающими психологическое напряжение;
  • метафорами – «буря-мир», «ручонки-флаги», «молится крестами», «набитый слезами куль», «пальцы пуль», «жрет разум», «горло храма», «трупы крыш» – позволяющими лаконично изложить суть происходящих явлений;
  • эпитетами – «вкрадчивая ночь», «бульварное изголовье», «зачерствевший разум», «смертельно-бледный газ», «красное копыто», «бесстрашная душа»;
  • сравнениями – «глаза, как прожекторы», «сердце выжженное, как Египет»;
  • апокопой (усечением слова) – «самодержец неб (небес)» – усиливающей силу художественного воздействия на читателя;
  • парцелляцией – «Место спокойненькое. Тихонькое», «Ночь пришла. Хорошая. Вкрадчивая» – выделяющей каждый обособленный фрагмент;
  • риторическими вопросами – «Ну?» «…какое мне дело, что где-то … выдумали войну?», «И чего это барышни … дрожат?» – сокращающими дистанцию между автором и читателем, придающими произведению черты публицистики;
  • риторическими восклицаниями – «Уже … оранжереи покрылись газом!», «… пусть удержится!», «Не надо!», «Вот он!», «Выше!», « В костер лица!»;
  • аллитерацией (повторением однородных согласных) – «изъеденные бессоницей, сложите в костер лица», которая рисует звуковые образы, удерживает внимание.

Частотные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «спокойненькое», «тихонькое», «ручонки», «церковка» – отражают снисходительное авторское отношение к мещанскому быту.

Лирический герой стихотворения – сильная, яркая личность, которая борется за социальную справедливость. В стихотворении автор ассоциирует солнце с завоевателем Европы Наполеоном, поскольку его походы носили масштабный характер и отличались запредельной жестокостью, а претензии на мировое господство были явны, как безжалостный солнечный свет. Лирический герой противопоставляет себя бездушному светилу. Стихотворение подчеркивает антигуманный характер любой войны, в нем есть отсылки и к конкретным страшным событиям начавшейся войны – газовым атакам.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах