«Я и Наполеон» В. Маяковский
Я живу на Большой Пресне,
36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое.
Ну?
Кажется – какое мне дело,
что где-то
в буре-мире
взяли и выдумали войну?Ночь пришла.
Хорошая.
Вкрадчивая.
И чего это барышни некоторые
дрожат, пугливо поворачиваяглаза громадные, как прожекторы?
Уличные толпы к небесной влаге
припали горящими устами,
а город, вытрепав ручонки-флаги,
молится и молится красными крестами.
Простоволосая церковка бульварному изголовью
припала, – набитый слезами куль, –
а у бульвара цветники истекают кровью,
как сердце, изодранное пальцами пуль.
Тревога жиреет и жиреет,
жрет зачерствевший разум.
Уже у Ноева оранжереи
покрылись смертельно-бледным газом!Скажите Москве –
пускай удержится!
Не надо!
Пусть не трясется!
Через секунду
встречу я
неб самодержца, –
возьму и убью солнце!
Видите!
Флаги по небу полощет.
Вот он!
Жирен и рыж.
Красным копытом грохнув о площадь,
въезжает по трупам крыш!Тебе,
орущему:
«Разрушу,
разрушу!»,
вырезавшему ночь из окровавленных карнизов,
я,
сохранивший бесстрашную душу,
бросаю вызов!Идите, изъеденные бессонницей,
сложите в костер лица!
Все равно!
Это нам последнее солнце –
солнце Аустерлица!Идите, сумасшедшие, из России, Польши.
Сегодня я – Наполеон!
Я полководец и больше.
Сравните:
я и – он!Он раз чуме приблизился троном,
смелостью смерть поправ, –
я каждый день иду к зачумленным
по тысячам русских Яфф!
Он раз, не дрогнув, стал под пули
и славится столетий сто, –
а я прошел в одном лишь июле
тысячу Аркольских мостов!Мой крик в граните времени выбит,
и будет греметь и гремит,
оттого, что
в сердце, выжженном, как Египет,
есть тысяча тысяч пирамид!За мной, изъеденные бессонницей!
Выше!
В костер лица!
Здравствуй,
мое предсмертное солнце,
солнце Аустерлица!Люди!
Будет!
На солнце!
Прямо!
Солнце съежится аж!
Громче из сжатого горла храма
хрипи, похоронный марш!
Люди!
Когда канонизируете имена
погибших,
меня известней, –
помните:
еще одного убила война –
поэта с Большой Пресни!
<1915>
Анализ стихотворения Маяковского «Я и Наполеон»
Стихотворение написано в 1915 году в разгар военных событий первой мировой. Поэт с широкой натурой не мог остаться в стороне от социального протеста, овладевшего массами уже в начале войны. Произведение ярко отражает общественные настроения, причем автор мастерски использует для этой цели городской антураж. В рамках стихотворения город как живое существо живет в напряженном ожидании войны.
Маяковский пользуется следующими выразительными средствами:
- олицетворениями – «простоволосая церковка припала», «город молится», «цветники истекают кровью», «тревога жиреет, жрет», «изъеденные бессонницей» – они являются точной и безжалостной характеристикой царской России военной поры;
- лексическими повторами – «молится и молится», «жиреет и жиреет», «Разрушу, разрушу!» – нагнетающими психологическое напряжение;
- метафорами – «буря-мир», «ручонки-флаги», «молится крестами», «набитый слезами куль», «пальцы пуль», «жрет разум», «горло храма», «трупы крыш» – позволяющими лаконично изложить суть происходящих явлений;
- эпитетами – «вкрадчивая ночь», «бульварное изголовье», «зачерствевший разум», «смертельно-бледный газ», «красное копыто», «бесстрашная душа»;
- сравнениями – «глаза, как прожекторы», «сердце выжженное, как Египет»;
- апокопой (усечением слова) – «самодержец неб (небес)» – усиливающей силу художественного воздействия на читателя;
- парцелляцией – «Место спокойненькое. Тихонькое», «Ночь пришла. Хорошая. Вкрадчивая» – выделяющей каждый обособленный фрагмент;
- риторическими вопросами – «Ну?» «…какое мне дело, что где-то … выдумали войну?», «И чего это барышни … дрожат?» – сокращающими дистанцию между автором и читателем, придающими произведению черты публицистики;
- риторическими восклицаниями – «Уже … оранжереи покрылись газом!», «… пусть удержится!», «Не надо!», «Вот он!», «Выше!», « В костер лица!»;
- аллитерацией (повторением однородных согласных) – «изъеденные бессоницей, сложите в костер лица», которая рисует звуковые образы, удерживает внимание.
Частотные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «спокойненькое», «тихонькое», «ручонки», «церковка» – отражают снисходительное авторское отношение к мещанскому быту.
Лирический герой стихотворения – сильная, яркая личность, которая борется за социальную справедливость. В стихотворении автор ассоциирует солнце с завоевателем Европы Наполеоном, поскольку его походы носили масштабный характер и отличались запредельной жестокостью, а претензии на мировое господство были явны, как безжалостный солнечный свет. Лирический герой противопоставляет себя бездушному светилу. Стихотворение подчеркивает антигуманный характер любой войны, в нем есть отсылки и к конкретным страшным событиям начавшейся войны – газовым атакам.