«Я сходил в стремнины горные…» А. Блок
* * * Я сходил в стремнины горные,
Видел долы и леса.
Над мечтой моей упорною
Загорались небеса.Ночи шли путями звездными,
Ярким солнцем дни текли
Над горами и над безднами,
Где томился я в пыли.Где сходил в стремнины горные,
Где в долинах и лесах
Воскрешал мечтой упорною
Давней жизни мертвый прах…
7 февраля 1901 г.
А. Блок «Собрание сочинений в девяти томах». Т. 1. «Стихотворения, не вошедшие в основное собрание» (1898–1904). Раздел «Разные стихотворения».
Анализ стиха А. Блока «Я сходил в стремнины горные…»
Стихотворение написано в феврале 1901 года ищущим свое место в жизни двадцатиоднолетним студентом Петербургского университета. Произведение вдохновлено идеями философа В. Соловьева о вечной жертвенности, о земной и небесной любви и религиозном отношении к действительности.
Символизм – поэтика оттенков и намеков, вместилище образов, воплощающих безграничную идею и используемых поэтом на протяжении всей его творческой жизни. Стихотворение «Я сходил в стремнины горные…» ярко отражает эстетическую авторскую концепцию видения символизма и одновременно звучит как исповедь.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «стремнины горные», «мечтой моей упорною», «загорались небеса», «путями звездными», «томился (то есть страдал, мучительно ожидал чего-то) я», которая способствует формированию метрического размера;
- ряд однородных членов предложения – «сходил, видел»;
- олицетворения – «небеса загорались», «ночи шли», «дни текли», придающие речи чарующую образность и выразительность;
- эпитет – «упорная (постоянная, стойкая) мечта», который очеловечивает идею, некий духовный посыл, придает ему основательность, убедительность;
- метафоры – «текли солнцем», «воскрешал мечтой», «прах жизни»;
- антонимы – «горы – бездны» – позволяют передать контрасты восприятия действительности;
- синонимы – «долы, долины», «пыль, прах (в значении жалкий остаток)», позволяющие избежать повторов;
- умолчание – «где воскрешал прах…», побуждающее читателя представить усилия лирического героя;
- синтаксический параллелизм – «… где томился я … . Где сходил…, где воскрешал…» – выделяет каждый фрагмент высказывания.
Стихотворение построено по принципу антитезы – идеала и действительности, желаемого и данного. Стремнина – это крутой скалистый обрыв, крутизна, глубокое ущелье, падения, отчаяния. Подавая образы гор, поэт подразумевает духовные высоты. Томление в пыли – это мучительный поиск героем идеала, в то время как все в мире происходит своим чередом.
Силой своего воображения лирический герой противопоставляет земное и небесное, эфемерное. Своим внутренним взором он словно меняет действительность, придает ей мистическую окраску, необычные свойства и пытается восстановить события, происходившие задолго до описываемого времени. Строки большого русского поэта полны трепетного ожидания чуда, откровения. Он ждет исполнения той самой упорной мечты, обладающей великой воскрешающей, созидательной силой.