«Зачем вы отравили воду…» А. Ахматова
* * * Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам покаянные рубахи,
Нам со свечой идти и выть.
1935 г.
Анализ стихотворения Ахматовой «Зачем вы отравили воду…»
Одно из проявлений высоких гуманистических традиций русской лирики – глубокая мысль о единстве судьбы поэта и гражданина. Содержание ахматовского творения 1935 г. демонстрирует преемственность классической темы.
Произведение открывается рядом гневных риторических вопросов. В многочисленных прегрешениях обвиняется адресат – лирическое «вы». Показателен выбор тематики первых претензий. Стремясь к максимальным обобщениям и строгости, аскетичности стиля, автор обращается к знаковым образам хлеба и воды, заслужившим репутацию сакральной пищи не только в христианской традиции. Первый из проступков лирического «вы» – покушение на неприкосновенность безусловных ценностей, освященных общечеловеческой историей.
Возмущенная героиня продолжает перечислять преступления. Лирическая ситуация смещается в сторону социально-правовых проблем общества. Последние два замечания служат дополнениями к портрету лирической героини, в исключительной смелости которой уже успел убедиться читатель. Еще одна отличительная черта ее характера – верность, преданность памяти погибших друзей и «печальной родине».
В финале патриотический накал, сообщающий тексту признаки инвективы, уступает место реалистической самооценке позиции субъекта речи, осознающего неравенство сил. Звучит ужасный прогноз: удел земного поэта – «палач и плаха», неизбежный жертвенный итог.
Яркие детали, относящиеся к покаянному обряду, исследователи связывают с разновидностью средневековой гражданской казни. Закономерным трагическим финалом отважного и честного выступления против диктаторского режима становится публичная дискредитация, влекущая за собой позор и уничижение. Героиня-пророчица из стихотворения «Не лирою влюбленного…» словно прошла этапы унизительной процедуры, намеки на которую сконцентрированы в концовке анализируемого текста. Непонятая, отверженная, вооруженная «трещоткой прокаженного», она напоминает юродивую, странное поведение которой пугает неискушенных обывателей.
Смена тематических акцентов повлекла за собой стилистические изменения в ахматовской поэтике. Происходит усиление фольклорных мотивов, восходящих к обрядовому плачу. Эта тенденция проявляется и на уровне образов: героиня сравнивает себя со «стрелецкой женкой», оплакивающей смерть любимого, или покинутой невестой, затеявшей гадать на мертвого жениха.
Автор: Анна Ахматова