Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Зачем вы отравили воду…» А. Ахматова

* * *

Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам покаянные рубахи,
Нам со свечой идти и выть.

Дата создания: 1935 г.

Анализ стихотворения Ахматовой «Зачем вы отравили воду…»

Одно из проявлений высоких гуманистических традиций русской лирики – глубокая мысль о единстве судьбы поэта и гражданина. Содержание ахматовского творения 1935 г. демонстрирует преемственность классической темы.

Произведение открывается рядом гневных риторических вопросов. В многочисленных прегрешениях обвиняется адресат – лирическое «вы». Показателен выбор тематики первых претензий. Стремясь к максимальным обобщениям и строгости, аскетичности стиля, автор обращается к знаковым образам хлеба и воды, заслужившим репутацию сакральной пищи не только в христианской традиции. Первый из проступков лирического «вы» – покушение на неприкосновенность безусловных ценностей, освященных общечеловеческой историей.

Возмущенная героиня продолжает перечислять преступления. Лирическая ситуация смещается в сторону социально-правовых проблем общества. Последние два замечания служат дополнениями к портрету лирической героини, в исключительной смелости которой уже успел убедиться читатель. Еще одна отличительная черта ее характера – верность, преданность памяти погибших друзей и «печальной родине».

В финале патриотический накал, сообщающий тексту признаки инвективы, уступает место реалистической самооценке позиции субъекта речи, осознающего неравенство сил. Звучит ужасный прогноз: удел земного поэта – «палач и плаха», неизбежный жертвенный итог.

Яркие детали, относящиеся к покаянному обряду, исследователи связывают с разновидностью средневековой гражданской казни. Закономерным трагическим финалом отважного и честного выступления против диктаторского режима становится публичная дискредитация, влекущая за собой позор и уничижение. Героиня-пророчица из стихотворения «Не лирою влюбленного…» словно прошла этапы унизительной процедуры, намеки на которую сконцентрированы в концовке анализируемого текста. Непонятая, отверженная, вооруженная «трещоткой прокаженного», она напоминает юродивую, странное поведение которой пугает неискушенных обывателей.

Смена тематических акцентов повлекла за собой стилистические изменения в ахматовской поэтике. Происходит усиление фольклорных мотивов, восходящих к обрядовому плачу. Эта тенденция проявляется и на уровне образов: героиня сравнивает себя со «стрелецкой женкой», оплакивающей смерть любимого, или покинутой невестой, затеявшей гадать на мертвого жениха.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


1 декабря 1869 г. родилась Мирра Лохвицкая - русская поэтесса, основоположница русской «женской поэзии» XX века.

28 ноября 1880 г. родился Александр Блок.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

27 ноября 1947 г. родился Григорий Остер, автор "Вредных советов".:
Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А на встречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню,
В кухне твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу.
Папа мягкий. Он простит.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах