Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Загремел весёлый гром…» З. Александрова

* * *

Загремел веселый гром…
Дождь идет в лесу густом.
Там сегодня банный день,
Мойтесь все, кому не лень.
Растрепав свои прически,
Моют головы березки.
Запыленные дубы
Моют рыжие чубы.
Под дождем нагнулась липа,
Моет листики до скрипа.
Перед зеркальцами луж
Принимают елки душ.
А рябинки и осинки
Моют шеи, моют спинки…
Мойтесь все, кому не лень,
Ведь сегодня банный день!

Тематические подборки: стихи о грозе.

Анализ стихотворения Александровой «Загремел веселый гром…»

Произведение, которое иногда печатается под заглавием «Тёплый дождик», вошло в детские хрестоматии и тематические сборники стихотворений о лете. Анализируемый текст был включен автором в книгу «День начинается с чудес», дополненное издание которой появилось в 1975 г.

Изображая гармоничные картины природы родного края, поэтесса стремится сочетать живописное начало с лаконичностью и простотой стиля. Олицетворение природных образов – один из художественных приемов, характерных для поэтики Александровой. Встречая весеннее тепло, ели заводят хоровод, сосны поют и танцуют, березки наряжаются в зеленое кружево. Дождик, занятый важной и нужной работой – поливкой огорода, делает ее играючи, подпрыгивая на одной ножке.

Образный строй анализируемого стихотворения основан на метафоре, сближающей природное явление с гигиенической процедурой, вошедшей в повседневную жизнь человека. Словосочетание «банный день» автор использует дважды, подчеркивая при помощи анафоры специфику лирической ситуации.

Семантика метафоры определяет круг задействованных лексических средств. Различные формы глагола «мыться», насчитывающие в своем арсенале семь примеров, дополняются устойчивым выражением «принимать душ». Особыми функциями наделяется разновидность вышеупомянутого глагола, употребленная в повелительном наклонении: она входит в состав эмоционального призыва, обращенного не только к природным образам, но и к маленькому читателю.

Персонифицированные персонажи тщательно и старательно выполняют гигиеническую процедуру. Липа стремится отмыть свою листву до идеальной чистоты, «до скрипа». Образы рябин и осин наделяются шеями и спинами – прием, излишне эксцентричный с точки зрения взрослых, не покажется странным детской аудитории, в силу своего возраста склонной оживлять игрушки и явления природы. Олицетворяя образы деревьев, автор не намерен полностью отказаться от их первоосновы: кружевная березовая листва уподобляется пышным девичьим прическам, а плотные листья дубов – рыжим мальчишеским вихрам.

Серьезный воспитательный смысл произведения несомненен. За выразительными картинами летнего дождя, во время которого купаются деревья, скрывается важная аналогия. Ее значение без труда усвоит и дошкольник: ребенку становится проще и понятнее кодекс гигиенических правил, диктуемых старшими.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах