«Жду я холодного дня…» А. Блок
* * * Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце, звеня:
Ты говорила: «Приду, –Жди на распутьи – вдали
Людных и ярких дорог,
Чтобы с величьем земли
Ты разлучиться не мог.Тихо приду и замру,
Как твое сердце, звеня,
Двери тебе отопру
В сумерках зимнего дня».
21 ноября 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения Блока «Жду я холодного дня…»
В небольшом тексте, созданном в конце осени 1901 г., автор три раза упоминает глагол «ждать». Лексема характеризует не только основное занятие лирического героя, но его психологический портрет. Все тревоги и сомнения, терзающие душу субъекта речи, касаются обстоятельств будущего. Поэт конкретизирует предмет «пленительного волненья», которым становится предстоящая встреча с идеальным женским образом.
Холодный вечер, «сумерки серые» – зачин указывает на временные ориентиры свидания. Представляет интерес стилистический прием, использованный в начальном двустишии: второе предложение зеркально отображает синтаксис первого. Инверсия наделяет новым сокровенным смыслом личную форму глагола «ждать», отдаляя его семантику от той, что широко употребляется в обыденной речи.
В предчувствии важного события, сулящего грандиозные перемены в судьбе, сердце лирического «я» замирает, издавая напряженный звон. Боясь упустить какую-нибудь деталь, герой с трепетом вспоминает слова загадочной избранницы.
Содержание центрального и финального эпизодов составляет прямая речь героини, исполненная уверенных повелительных интонаций. Начав с обещания и приказания, идеальная возлюбленная поясняет, что свидание произойдет на перекрестке, «распутье» дорог. Одновременно указывается еще одна важная черта: место встречи располагается вдали от любопытных глаз. Здесь автор обращается к представлениям, развитым народной мифологией. Образ перекрестка, тем более пустынного, удаленного от наезженного пути, связан с темным началом, колдовскими ритуалами. Символика перекрестка амбивалентна и обозначает трудный выбор, который предстоит сделать герою. Комплекс значений, унаследованных из славянских языческих верований, усиливает тревожное состояние лирического субъекта.
Таинственная женщина, словно уловив сомнения поклонника, обосновывает свое решение: в потаенном месте легче ощутить слияние с природными силами, метафорически именуемыми «величьем земли».
В финальном эпизоде героиня моделирует начальную сцену встречи. Ее организует мотив оцепенения: возлюбленная останавливается, повторяя движение сердца лирического «я». Обещание отпереть двери несет символический смысл. Он яснее обозначен в произведении «Ранний час. В пути незрима…» как желание постичь «тайну плачущей жены», прикоснуться к сакральным истинам.