«Ранний час. В пути незрима…» А. Блок
* * * Ранний час. В пути незрима
Разгорается мечта.
Плещут крылья серафима,
Высь прозрачна, даль чиста.Из лазурного чертога
Время тайне снизойти.
Белый, белый Ангел Бога
Сеет розы на пути.Жду в пленительном волненьи –
Тайна плачущей жены
Разомкнет златые звенья,
Вскроет крылий белизны.
4 октября 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения Блока «Ранний час. В пути незрима…»
Работая над составлением альманаха студенческих литературных опытов, редакция Петербургского университета отобрала три блоковских творения, в число которых вошел и анализируемый текст, датированный 1901 г. Участие в поэтическом сборнике считается дебютной публикацией молодого автора.
Изображения ясного, несущего радость утра в ранней блоковской лирике наделены символическим смыслом, который связан с религиозной тематикой. Начало дня трактуется как пробуждение, возрождение души. Просветленный и вдохновленный лирический герой надеется постичь небесные тайны, укрытые «лазурным, нежным» божественным началом.
Зачин произведения демонстрирует господство религиозно-символических мотивов: короткое упоминание об утре, заставшем героя-странника в дороге, предваряет рассуждения о возвышенных ожиданиях, необыкновенном явлении, которое может случиться в ранний тихий час. Мистическими интонациями окрашены и пейзажные характеристики. Лирическому герою кажется, что на фоне чистой дали и прозрачного высокого неба трепещут крылья серафима.
Мотив ожидания конкретизируется в центральном катрене. Утро – время, когда с лазурных небес на землю снисходит божественная тайна, и субъект речи мечтает стать свидетелем чудесного зрелища. Предвестником события становится образ Ангела, устилающего путь розами.
В стихотворном тексте отсутствуют прямые упоминания, для кого именно совершаются тщательные праздничные приготовления. Финальная часть обозначает итог загадочного действа, каким его представляет очарованный и волнующийся герой. Кульминационный момент, обозначенный как прикосновение к «тайне плачущей жены», относится к будущему. Его атрибутами являются разомкнутые звенья золотой цепи и белизна крыльев. Узнаваемые детали указывают на конкретный евангельский эпизод – Благовещение. Подобной символикой наполнено содержание произведения «Верю в Солнце Завета…» В обоих текстах поэт соотносит идеальную героиню с образом Богородицы, сосредоточиваясь на теме мистического преображения человеческой души.
Возвышенной тематике соответствуют колористические решения: приоритет принадлежит белому цвету, который ассоциируется с безупречным моральным обликом, непорочностью, небесным началом. Подчеркивая чистоту образа Ангела, автор дважды применяет к нему определение «белый». Оттенки лазурного и золотого дополняют торжественную картину.