«Жил на свете рыцарь бедный…» А. Пушкин
* * * Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei1 кровью
Написал он на щите.Между тем как паладины
Ввстречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,Lumen coelum, sancta Rosa!2
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Все влюбленный, все печальный,
Без причастья умер он;Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:Он-де богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.Но пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.
Январь – июнь 1829 г.
1 Радуйся, матерь божия (лат.).
2 Свет небес, святая роза (лат.).
Жанр стихотворения: баллада.
Анализ стихотворения Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…»
Александр Пушкин вошел в историю русской литературы как поэт-романтик, чьи произведения до сих пор вызывают светлые и теплые чувства у читателей. Одним из излюбленных стихотворных форм этого автора являлась баллада, и сам поэт неоднократно признавался в том, что в таких произведениях он может наиболее полно и красочно раскрыть сюжет. Первые свои баллады Пушкин основывал на русском эпосе, включая в повествования те народные притчи и легенды, которые еще в детстве услышал от своей няни Арины Родионовны. Однако по мере знакомства с мировой литературой поэт увлекся рассказами о рыцарских подвигах Средневековья и библейскими сюжетами. Именно на их основе построена знаменитая пушкинская баллада «Жил на свете рыцарь бедный…», созданная поэтом в 1829 году.
В основу этого произведения легло сказание о бедном рыцаре, который путешествовал по миру в поисках истины. Он отличался благородством, смирением и скромностью, за что и был удостоен видения Богородицы. Это событие настолько изменило жизнь странника, что «с той поры, сгорев душою, он на женщин не смотрел». По сути, Пушкин описывает в этой балладе процесс превращения рыцаря и воина в монаха. У каждого он происходит по-своему, но лишь избранным удается придти к вере через откровения, которые получил этот одинокий странник. Именно в этот момент он понял, для чего пришел в этот мир, и какой является его миссия.
Аскетический образ жизни, когда с лица не хочется поднимать «стальной решетки», а разговоры с людьми кажутся ему пустыми и лишенными смысла, стал для одинокого рыцаря путем к спасению. Вторая же часть миссии этого странника заключалась в том, чтобы славить образ Пресвятой Богородицы, перед ликом которой «проводил он дни и ночи». Человек, рожденный в другой вере и долгое время живший по законам, которые противоречат христианству, одинокий рыцарь не знал, как нужно молиться Господу, поэтому во время своих скитаний никогда не обращался к нему ни за помощью, ни с хвалебными одами. Он верил только в то, что видел собственными глазами, поэтому образ Богородицы стал для этого путника не только откровением, но и смыслом всего существования. Именно ей он был верен всю свою жизнь и надеялся на встречу, когда отправлялся в далекую Палестину.
Однако судьба не баловала бедного рыцаря, который так и не сумел дойти до святой земли и скончался по дороге. За то, что они никогда не молился Богу и даже не был крещен, душу рыцаря бес собрался «тащить уж в свой предел». И именно тогда Матерь Божья заступилась за своего верного слугу и «впустила в царство вечное» его душу, чистую и непорочную.
Баллады ✑