Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Блок

«Сны» А. Блок

И пора уснуть, да жалко,
     Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
     На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,
     Раз-два, раз-два, раз!..
Идет конница… а няня
     Тянет свой рассказ…

Внемлю сказке древней, древней
     О богатырях,
О заморской, о царевне,
     О царевне… ах…

Раз-два, раз-два! Конник в латах
     Трогает коня
И манит и мчит куда-то
     За собой меня…

За моря, за океаны
     Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
     Где царевна спит…

Спит в хрустальной, спит в кроватке
     Долгих сто ночей,
И зеленый свет лампадки
     Светит в очи ей…

Под парчами, под лучами
     Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
     О хрусталь стены…

С кем там бьется конник гневный,
     Бьется семь ночей?
На седьмую – над царевной
     Светлый круг лучей…

И сквозь дремные покровы
     Стелятся лучи,
О тюремные засовы
     Звякают ключи…

Сладко дремлется в кроватке.
     Дремлешь? – Внемлю… сплю.
Луч зеленый, луч лампадки,
     Я тебя люблю!

Октябрь 1912 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга третья» (1907–1916). Цикл «Родина» (1907–1916).
Книга «Сказки» (1913).

Анализ стихотворения Блока «Сны»

Произведение, написанное в октябре 1912 г., замыкает сборник поэтических сказок для детей. Обстоятельства лирического сюжета традиционны: вечер, няня укладывает спать своего воспитанника. Субъект речи стихотворения – мальчик, который тщетно пытается бороться с дремотой. Содержание текста воспроизводит сбивчивый ход мыслей засыпающего ребенка, в который вплетаются фрагменты няниного рассказа.

В зачине представлено упрямое желание малыша продолжать дневные игры: «жалко» тратить время на отдых. Особенно привлекает мальчика конь-качалка, вещная деталь убранства детской.

Взгляд героя переключается на неверный свет лампадки. Его внимание постепенно захватывает «древняя» сказка няни, первоначальный интерес к которой вызывают энергичные интонации счета. Детское сознание полностью погружается в фантастическое художественное пространство.

Няня пересказывает известную европейскую сказку, интерпретацию бродячего сюжета о спящей красавице. В русской литературе трансформация фольклорной основы связана с творчеством Пушкина, поэтому в читательском сознании закономерно возникают аллюзии на произведения классика.

Отважный витязь, одерживающий победу в долгом бою, и нежная дева, покоящаяся под парчой в хрустальной усыпальнице, – трактовка образов персонажей традиционна.

Сказочный сюжет представлен отдельными эпизодами. За рамками лирического повествования остаются обстоятельства, при которых рыцарь узнал о принцессе, и загадочные враги, препятствовавшие планам героя. О продолжительной битве и победе «конника в латах» сообщается опосредованно, при помощи комплекса признаков. Важные сюжетные точки отмечены акустическими и визуальными образами: звоном холодного оружия, дневным светом, звяканьем ключей. Внезапно обрываясь, рассказ няни остается без финальной сцены, которая связана с освобождением девы от сна-смерти и любовью, вспыхнувшей между персонажами.

Особого упоминания заслуживает зеленый огонек лампадки, который светит в глаза царевне. С его помощью автор показывает, как сознание ребенка балансирует на границе бодрствования и сна, последний из которых постепенно побеждает.

В концовке возникает обрывок диалога няни и засыпающего мальчика. Завершает стихотворный текст простодушное признание в любви к лучу лампадки. Зеленый свет, символизирующий гармоничную картину детства, в глазах мальчика наделяется волшебной умиротворяющей силой.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах