Как писать стихи

pishi-stihi.ru
Счетчики

«Сны» А.Блок

«Сны» Александр Блок

И пора уснуть, да жалко,
    Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
    На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,
    Раз-два, раз-два, раз!..
Идет конница... а няня
    Тянет свой рассказ...

Внемлю сказке древней, древней
    О богатырях,
О заморской, о царевне,
    О царевне... ах...

Раз-два, раз-два! Конник в латах
    Трогает коня
И манит и мчит куда-то
    За собой меня...

За моря, за океаны
    Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
    Где царевна спит...

Спит в хрустальной, спит в кроватке
    Долгих сто ночей,
И зеленый свет лампадки
    Светит в очи ей...

Под парчами, под лучами
    Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
    О хрусталь стены...

С кем там бьется конник гневный,
    Бьется семь ночей?
На седьмую - над царевной
    Светлый круг лучей...

И сквозь дремные покровы
    Стелятся лучи,
О тюремные засовы
    Звякают ключи...

Сладко дремлется в кроватке.
    Дремлешь? - Внемлю... сплю.
Луч зеленый, луч лампадки,
    Я тебя люблю!

Анализ стихотворения Блока «Сны»

Произведение, написанное в октябре 1912 г., замыкает сборник поэтических сказок для детей. Обстоятельства лирического сюжета традиционны: вечер, няня укладывает спать своего воспитанника. Субъект речи стихотворения — мальчик, который тщетно пытается бороться с дремотой. Содержание текста воспроизводит сбивчивый ход мыслей засыпающего ребенка, в который вплетаются фрагменты няниного рассказа.

В зачине представлено упрямое желание малыша продолжать дневные игры: «жалко» тратить время на отдых. Особенно привлекает мальчика конь-качалка, вещная деталь убранства детской.

Взгляд героя переключается на неверный свет лампадки. Его внимание постепенно захватывает «древняя» сказка няни, первоначальный интерес к которой вызывают энергичные интонации счета. Детское сознание полностью погружается в фантастическое художественное пространство.

Няня пересказывает известную европейскую сказку, интерпретацию бродячего сюжета о спящей красавице. В русской литературе трансформация фольклорной основы связана с творчеством Пушкина, поэтому в читательском сознании закономерно возникают аллюзии на произведения классика.

Отважный витязь, одерживающий победу в долгом бою, и нежная дева, покоящаяся под парчой в хрустальной усыпальнице, — трактовка образов персонажей традиционна.

Сказочный сюжет представлен отдельными эпизодами. За рамками лирического повествования остаются обстоятельства, при которых рыцарь узнал о принцессе, и загадочные враги, препятствовавшие планам героя. О продолжительной битве и победе «конника в латах» сообщается опосредованно, при помощи комплекса признаков. Важные сюжетные точки отмечены акустическими и визуальными образами: звоном холодного оружия, дневным светом, звяканьем ключей. Внезапно обрываясь, рассказ няни остается без финальной сцены, которая связана с освобождением девы от сна-смерти и любовью, вспыхнувшей между персонажами.

Особого упоминания заслуживает зеленый огонек лампадки, который светит в глаза царевне. С его помощью автор показывает, как сознание ребенка балансирует на границе бодрствования и сна, последний из которых постепенно побеждает.

В концовке возникает обрывок диалога няни и засыпающего мальчика. Завершает стихотворный текст простодушное признание в любви к лучу лампадки. Зеленый свет, символизирующий гармоничную картину детства, в глазах мальчика наделяется волшебной умиротворяющей силой.


Метки:



Пиши стихи > Анализ стихотворений > «Сны» А.Блок
Pishi-stihi.ru
сегодня поговорим о стихах







Все права защищены © 2017 Пиши стихи правильно.