Как писать стихи

«Сухие листья» В. Брюсов


«Сухие листья» Валерий Брюсов

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром;
Сухие листья, под тусклым ветром,
Что говорят нам, нам шепчут что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучьев синеет небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как будто небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти,
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья,- чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!

Анализ стихотворения Брюсова «Сухие листья»

Первое десятилетие XX века в русской поэзии ознаменовалось поисками нового пути. Некоторые поэты (например, из кружка футуристов) заигрывали с языком, увлекались словотворчеством, плодя бесчисленные неологизмы. Другие, как например, Валерий Яковлевич Брюсов, экспериментировали со звукописью.

Ярким примером таких опытов является стихотворение «Сухие листья». В. Я. Брюсов написал его в октябре 1913 года, а впервые произведение было опубликовано в газете «День» 6 апреля 1914 года. Стихотворение вошло в цикл «Природы соглядатай» (раздел «Зелёный», сборник «Семь цветов радуги»). Оно состоит из четырёх строф по шесть строк. Каждое шестистишие можно представить в виде схемы aabccb. Произведение написано, предположительно, верлибром, поскольку в строке обнаруживается несколько разных по длине стоп, а также присутствует пауза.

«Сухие листья» можно назвать живописной пейзажной зарисовкой. В этом стихотворении присутствуют выразительные эпитеты («тусклый ветер», «прозрачная даль») и оригинальные метафоры (почва – «чёрный прах»).

Но помимо художественных средств поэт применяет эффектные приёмы звукописи, благодаря чему произведение приобретает глубину и необычное звучание. В нём обнаруживается необычное сочетание аллитераций и ассонансов. Чаще всего встречаются слова, содержащие «с»»: «сухие», «листья», «тусклым», «сучья», «синеет». Этот звук напоминает о свисте воздушных потоков, треплющих листву на стволах деревьев. Повторяющиеся гласные «и» усиливают сходство с ветром, напоминая о том, как он звучит на высоких нотах при сильных порывах.

Также можно расслышать шуршание, шелест травы в шипящих согласных в словах «шуршат», «кружат», «сучья», «шепчут», «чёрный».

В третьей строфе шёпот сменяется заунывными протяжными звуками. Сонорные согласные «н», «л» в сочетании с долгим «о» напоминают стон замерзающих деревьев («синеет», «странно», «голых», «нежно», «небо», «чёрный»).

Не менее важным приёмом, который постоянно используется в стихотворении, является повтор. Повтор встречается в разных формах – это и анафоры («Под тусклым ветром кружат… Под тусклым ветром сухие…»), и рефрены («никто, никто»), и эпифоры («Меж чёрных сучьев синеет небо. Так странно-нежно синеет небо»).

В этом произведении поэт не только изображает природу. Печальные картины осеннего угасания позволяют ему осмыслить этот непрерывный круговорот жизни и смерти. На примере облетающих листьев автор показывает, что жизнь одних вещей продолжается в других: сухие листья по весне превращаются в цветы, отмечает Валерий Яковлевич.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах