Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Пушкин, Анализ стихотворений

«У лукоморья дуб зеленый…» А. Пушкин

* * *

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…

Анализ стихотворения Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»

Стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья…» является введением к его величественной поэме «Руслан и Людмила», раскритикованной рядом современников поэта за «простонародность» и «безнравственность». Стихотворение написано в 1825 году к ее второму изданию, которое увидело свет в лишь 1828 году, и является продолжением русской фольклорной традиции.

Первые стихотворные строки – переложение сказочного эпизода, услышанного поэтом от няни Арины Родионовны в период ссылки в село Михайловское. Небольшое по объему произведение – своеобразная литературная увертюра, готовящая читателя к развороту широкого эпического полотна поэмы, создающая интригу и подогревающая интерес читателей. Это своеобразный зачин, характерный для множества русских народных сказок. Но стихотворение настолько гармонично по композиции и теме, что читатель воспринимает его как самостоятельное и «самодостаточное».

Лирическим героем является сам автор – свидетель существования чудесных существ и собеседник говорящего кота. Используя многочисленные средства художественной выразительности, Пушкин создает завораживающую воображаемую картину.

Разнообразные герои объединены творческим гением поэта в единую систему восприятия. В изложении поэта загадочное лукоморье – параллельная реальность, населенная волшебными персонажами. Многочисленные олицетворения – «ступа идет, бредет», «кот заводит песнь, говорит» – подчеркивают мистический, сказочный характер произведения.

Инверсия придает речи своеобразие, небольшой оттенок просторечия, сближая ее с живой и непосредственной народной речью – «на дубе том», «избушка там», «в темнице там», «там я был», «чредой из вод выходят ясных», «дядька их», «там я был, и мед я пил», «свои мне сказки говорил».

Нельзя не отметить широту и раздольную былинность авторского изложения, его поразительную напевность, которую создает стихотворный размер в виде четырехстопного ямба и аллитерация – «там лес и дол видений полны, там о заре прихлынут волны».

Среди художественных выразительных средств, которые использует А. С. Пушкин – эллипсис: «идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит», метафоры – «Русью пахнет», «видений полны», замечательные эпитеты, по которым любой образованный человек немедленно узнает пушкинский стих – «кот ученый», «златая цепь», «неведомые дорожки», «невиданные звери», «брег песчаный и пустой», «прекрасные витязи», «грозный царь», «ясные воды». Эпитеты являются художественными определениями, помогающими ощутить форму, цвет и размер предметов, оценить масштаб происходящих событий.

Вводя старославянизмы – «чредой», «брег», «песнь», «златой», «злато» – автор одновременно отдает дань русской сказочной традиции и переносит читателя в далекое прошлое.

Используя анафору, автор реализует линейность композиции, перечисляет приметы удивительного сказочного края, в котором ему посчастливилось побывать, и добивается постепенного нарастания эмоционального напряжения: «Там чудеса: там леший …», «Там на неведомых дорожках…», «Там лес и дол…», «Там о заре прихлынут волны…», «Там королевич…», «Там в облаках…», «Там ступа…», «Там царь Кащей…». Апофеозом этого перечисления является констатация «Там русский дух… там Русью пахнет!» И это становится величайшей радостью, самым дорогим, что есть у поэта-патриота, настоящим открытием и утверждением самобытности, уникальности русской культуры.

Несмотря на малый объем, стихотворение входит в сокровищницу русской литературной классики является неотъемлемой частью культурного кода каждого русского человека.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах