Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Толстой

«Василий Шибанов» А. Толстой

Князь Курбский от царского гнева бежал,
     С ним Васька Шибанов, стремянный.
Дороден был князь. Конь измученный пал.
     Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдаёт воеводе коня:
     «Скачи, князь, до вражьего стану,
     Авось я пешой не отстану».

И князь доскакал. Под литовским шатром
     Опальный сидит воевода,
Стоят в изумленье литовцы кругом,
     Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает;
Недаром дивится литовский народ,
     И ходят их головы кругом:
     «Князь Курбский нам сделался другом».

Но князя не радует новая честь,
     Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
     Души оскорблённой зазнобы:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То всё я пространно к царю напишу,
     Скажу напрямик, без изгиба,
     За все его ласки спасибо».

И пишет боярин всю ночь напролёт,
     Перо его местию дышит,
Прочтёт, улыбнётся, и снова прочтёт,
     И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда занялася заря,
     Поспело ему на отраду
     Послание, полное яду.

Но кто ж дерзновенные князя слова
     Отвезть Иоанну возьмётся?
Кому не люба на плечах голова,
     Чьё сердце в груди не сожмётся?
Невольно сомненья на князя нашли…
Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли:
     «Князь, служба моя не нужна ли?
     Вишь, наши меня не догнали!»

И в радости князь посылает раба,
     Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
     А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твоё серебро,
     А я передам и за муки
     Письмо твоё в царские руки».

Звон медный несётся, гудит над Москвой;
     Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовёт ли обратно он прежний покой
     Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьёт,
И звону внимает московский народ,
     И молится, полный боязни,
     Чтоб день миновался без казни.

В ответ властелину гудят терема,
     Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
     И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
     Любимец звонит Иоаннов,
     Отверженный Богом Басманов.

Царь кончил; на жезл опираясь, идёт,
     И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
     Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
     И молвит ему, не бледнея:
     «От Курбского князя Андрея!»

И очи царя загорелися вдруг:
     «Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
     Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
     Жезла своего он вонзает,
     Налёг на костыль – и внимает:

«Царю, прославляему древле от всех,
     Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
     Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счёта твердыни врагов сражены?
     Не их ли ты мужеством славен?
     И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
     В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
     Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
     С тобой пред судьею предстану!»
     Так Курбский писал к Иоанну.

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
     Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
     Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
     Как будто исполнен печали;
     И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
     И нет уж мне жизни отрадной,
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
     Я пёс недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
     Что выдал тебя за бесценок!
     Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи,
     Друг к другу приходят на смену:
«Товарищей Курбского ты уличи,
     Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
     «Царь, слово его всё едино:
     Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора,
     Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
     Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
«Царь, близок ему уж приходит конец,
     Но слово его всё едино,
     Он славит свого господина:

«О князь, ты, который предать меня мог
     За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе Бог
     Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
     Но в сердце любовь и прощенье,
     Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
     Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
     Но слово моё всё едино:
За грозного, Боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь,
     И твёрдо жду смерти желанной!»
     Так умер Шибанов, стремянный.

<1840-е годы>

Анализ баллады Толстого «Василий Шибанов»

В 1840-е гг. автор, несколько лет посвятивший службе в архиве и разбору документов древности, обращается к жанру исторической баллады. Наиболее удачным из ранних творческих опытов принято считать произведение «Василий Шибанов», основанное на фактах из карамзинской «Истории государства Российского». В число задач, которые ставил перед собой молодой поэт, не входило намерение придерживаться строгой хронологии. В царскую свиту, изображенную Толстым, входят палачи-опричники. Между тем бегство Курбского произошло ранее, чем была введена опричнина. Ритуальные служения нового объединения, устроенные по образцу монастырской жизни, происходили не в Москве, а в Александровской слободе, которая оставалась фактической столицей государства на протяжении 15 лет.

Сюжетные особенности позволяют выделить в балладе две части. Первая посвящена предательству воеводы Курбского, перешедшего на сторону княжества Литовского. Момент передачи письма, адресованного Грозному, завершает этот фрагмент. Место действия второго эпизода – Москва. В него включены сцены передачи письма и мучительной смерти гонца, отважившегося доставить дерзкое послание.

Центральной фигурой, объединяющей обе части стихотворного текста, становится образ Василия Шибанова, слуги и преданного сторонника Курбского. Следуя законам балладного жанра, поэт создает портрет героя, сложенный из поступков последнего. Движимый «рабской верностью», Шибанов отдает господину своего коня взамен хозяйского, павшего во время ночного побега. Выдержав это испытание, неутомимый стремянный сразу же получает следующее, более опасное поручение. Ему предстоит отвезти царю «послание, полное яду». Слуга берется за дело, хотя осознает риск мероприятия. Он проявляет бескорыстие, отказываясь от денежного вознаграждения.

В трагических московских сценах Василий выказывает не менее похвальные качества: отвагу, преданность, мужество. Отметив стойкость раненого гонца, самодержец посчитал его «товарищем и другом» боярина-перебежчика. Иван Грозный требует от опричников пытками вызнать обстоятельства измены, но слуга Курбского проявляет себя как истинный герой, стоически переносящий мучения. Последние слова несчастного обращены к Богу. Мысли умирающего связаны не только с прощением собственных провинностей. Великодушный и по-христиански покорный, он просит помиловать обоих грешников, князя-предателя и грозного царя, а также характеризует себя как патриот, тревожащийся о судьбе святой Родины.

Идеальному образу смелого и верного слуги противопоставлены два отрицательных персонажа. «Опальный воевода» Курбский – неблагодарный и малодушный вельможа – беззастенчиво пользуется благородством характера своего подчиненного. Предателем движут «желчь и злоба», и только мысль о мести обидчику-царю вызывает у него злорадную улыбку. Фигура московского правителя выглядит еще более зловещей. Одержимый патологической подозрительностью и погрязший в садистском безумии, он окружил себя свитой опричников, состоящей из самых мрачных персонажей. Нравственные качества слуги, честно исполнившего свой долг, оказываются несравненно выше сомнительных ориентиров, которыми привыкли руководствоваться князь и царь.

Толстой неоднократно возвращался к эпохе Ивана Грозного, изображая ее жестокий и противоречивый дух в произведениях разной жанровой принадлежности: балладах, романе, трагедии. Автор осмысливает проблему государственного деспотизма, стараясь найти объяснение причинам ее возникновения.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБалладыДлинные стихи
Баллады


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах