Как писать стихи

«Я никогда не понимал…» А. Блок


«Я никогда не понимал…» Александр Блок

Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

Анализ стихотворения Блока «Я никогда не понимал…»

С детства Блок обожал музыку. Своим самым любимым композитором он считал Рихарда Вагнера. В судьбе великого немца поэт видел типичную трагедию художника. Вагнер всегда был новатором, ниспровергателем догм, революционером от искусства, но постепенно он стал кумиром того мещанства, которое так ненавидел. Его оперы вошли в моду в конце двадцатого столетия как в Европе, так и в России. Их собирались послушать состоятельные господа, ничего не понимавшие в творчестве Вагнера.

Поэзия Блока неразрывно связана с музыкальным искусством. Достаточно вспомнить лишь два наиболее ярких примера. Первый – цикл «Арфы и скрипки». Второй – знаменитая поэма «Двенадцать», через которую Александр Александрович пытался донести до читателей «музыку революции». Произведение это напоминает симфонию с большим количеством разнообразно инструментованных тем. Здесь нашлось место цыганским напевам, революционному маршу, городскому романсу, патетическому гимну.

Стихотворение «Я никогда не понимал…» датировано январем 1901 года. В нем лирический герой называет музыку священным искусством, которое ему ранее было недоступно. Все меняется буквально в одно мгновение. Из полифонии шумов до него доносится сокровенный голос. В небольшом тексте, включающем в себя всего три строфы, два раза встречается слово «мечта». Это служит ключевой характеристикой героя. Его жизнь протекает в мечтах, радость приносит не случившееся событие, а ожидание чего-то таинственного. Музыка помогает ему приблизиться к прошлому, отныне кажущемуся ясным. Интересно, как развивается повествования в блоковском стихотворении. Четко до середины поэт употребляет глаголы в прошедшем времени – «не понимал», «различал», полюбил». Затем – в настоящем («приносит», «встает», «кажется», «поет», «веет»).

По признанию самого Александра Александровича, природа не наградила его музыкальным слухом. Примечателен и один еще факт – поэту очень нравилась постановка Мейерхольда «Тристан и Изольда» в Мариинском театре (1909 год). Бывая на спектакле, он с увлечением слушал оперу, причем не только музыку, но и слова. При этом в дневнике по возвращении из театра Блок писал: «Жаль, что я не понимаю». Вероятно, Александр Александрович больше чувствовал музыку, нежели разбирался в ней на профессиональном уровне, отсюда и родились первые строки анализируемого стихотворения:
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах