«Беседка муз» К. Батюшков
Под тению черемухи млечной И золотом блистающих акаций Спешу восстановить олтарь и Муз и Граций, Сопутниц жизни молодой. Спешу принесть цветы, и ульев сот янтарный И нежны первенцы полей: Да будет сладок им сей дар любви моей И гимн Поэта благодарный! Не злата молит он у жертвенника Муз: Они с Фортуною не дружны. Их крепче с бедностью заботливой союз, И боле в шалаше, чем в тереме досужны. Не молит Славы он сияющих даров: Увы! талант его ничтожен. Ему отважный путь за стаею орлов Как пчелке, невозможен. Он молит Муз, душе усталой от сует Отдать любовь утраченну к искуствам, Веселость ясную первоначальных лет И свежесть, вянущим бесперестанно чувствам. Пускай забот свинцовый груз В реке забвения потонет, И время жадное в сей тайной сени Муз Любимца их не тронет: Пускай и в сединах, но с бодрою душой, Беспечен, как дитя всегда беспечных Граций, Он некогда придет вздохнуть в сени густой Своих черемух и акаций.
Май 1817 г.
Анализ стихотворения К. Н. Батюшкова «Беседка муз»
Стихотворение «Беседка муз» написано в 1817 году. В его рамках поэт размышляет о назначении поэта и природе поэтического творчества и, безусловно, пишет о собственном опыте. Поэт выражает твердую уверенность, что для любого творческого человека нет и не может быть ничего важнее свежего восприятия мира, душевной бодрости, способности расти духовно и отказываться от сиюминутных выгод ради высоких целей.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «черемухи млечной (то есть молочно-белой от цветов)», «сот (соты) янтарный», «гимн благодарный», «молит он», «в сени густой», «будет сладок дар», – она позволяет выдержать стихотворный размер;
- метафоры – «золото акаций», «дар любви», «груз забот»;
- перифразы – «первенцы полей (первоцветы)», «тайная сень» – таинственное покровительство, защита, «сияющие дары» – мирская слава;
- эпитеты – «нежны первенцы», «заботливая (в значении полная забот) бедность», «сияющие дары», «отважный путь», «свинцовый груз», «ясная веселость» – придающие речи образность;
- архаизмы с усечениями – «злато», «млечная»;
- контекстуальные антонимы – «орлы – пчелы» – иллюстрируют индивидуальные различия людей, «шалаш – терем» – символизируют богатство и бедность и отражают разницу социального статуса;
- сравнения – «как пчелке, невозможен», «беспечен, как дитя»;
- олицетворения – «усталая (пресытившаяся) душа», «время жадное не тронет»;
- синекдоху – «спутницы жизни», «в сединах … он».
Восстановить алтарь Муз и Граций – значит, воспитав нового человека, сделать искусство актуальным, значимым, подчеркнуть его непреходящее значение, привлечь внимание людей. В качестве подношения музам поэт предлагает самые красивые и полезные дары природы – мед и цветы. Река забвения (забытья) в античной мифологии – река подземного царства, из которой души умерших людей пьют забвение своего земного существования – река Лета. В контексте речи автор, упоминая о ней, мечтает стряхнуть бремя забот, забыть о проблемах.
Музы – древнегреческие богини, покровительницы искусств и наук, грации – в древнеримской мифологии богини красоты и изящества, они символизируют эстетическую сторону творчества. Фортуна – древнеримская богиня удачи: оборот «дружить с Фортуной» означает быть удачливым, везучим, уметь извлекать из всего практическую пользу. Автор намеренно делает акцент на том, что музы – покровительницы бессребреников – являются антиподами Фортуны. Поэт ожидает от них самого ценного дара – вдохновения, творческой энергии.