Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Батюшков

«Беседка муз» К. Батюшков

Под тению черемухи млечной
     И золотом блистающих акаций
Спешу восстановить олтарь и Муз и Граций,
     Сопутниц жизни молодой.

Спешу принесть цветы, и ульев сот янтарный
     И нежны первенцы полей:
Да будет сладок им сей дар любви моей
     И гимн Поэта благодарный!

Не злата молит он у жертвенника Муз:
     Они с Фортуною не дружны.
Их крепче с бедностью заботливой союз,
     И боле в шалаше, чем в тереме досужны.

Не молит Славы он сияющих даров:
     Увы! талант его ничтожен.
Ему отважный путь за стаею орлов
     Как пчелке, невозможен.

Он молит Муз, душе усталой от сует
     Отдать любовь утраченну к искуствам,
Веселость ясную первоначальных лет
     И свежесть, вянущим бесперестанно чувствам.

Пускай забот свинцовый груз
     В реке забвения потонет,
И время жадное в сей тайной сени Муз
     Любимца их не тронет:

Пускай и в сединах, но с бодрою душой,
     Беспечен, как дитя всегда беспечных Граций,
Он некогда придет вздохнуть в сени густой
     Своих черемух и акаций.

Май 1817 г.

Анализ стихотворения К. Н. Батюшкова «Беседка муз»

Стихотворение «Беседка муз» написано в 1817 году. В его рамках поэт размышляет о назначении поэта и природе поэтического творчества и, безусловно, пишет о собственном опыте. Поэт выражает твердую уверенность, что для любого творческого человека нет и не может быть ничего важнее свежего восприятия мира, душевной бодрости, способности расти духовно и отказываться от сиюминутных выгод ради высоких целей.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «черемухи млечной (то есть молочно-белой от цветов)», «сот (соты) янтарный», «гимн благодарный», «молит он», «в сени густой», «будет сладок дар», – она позволяет выдержать стихотворный размер;
  • метафоры – «золото акаций», «дар любви», «груз забот»;
  • перифразы – «первенцы полей (первоцветы)», «тайная сень» – таинственное покровительство, защита, «сияющие дары» – мирская слава;
  • эпитеты – «нежны первенцы», «заботливая (в значении полная забот) бедность», «сияющие дары», «отважный путь», «свинцовый груз», «ясная веселость» – придающие речи образность;
  • архаизмы с усечениями – «злато», «млечная»;
  • контекстуальные антонимы – «орлы – пчелы» – иллюстрируют индивидуальные различия людей, «шалаш – терем» – символизируют богатство и бедность и отражают разницу социального статуса;
  • сравнения – «как пчелке, невозможен», «беспечен, как дитя»;
  • олицетворения – «усталая (пресытившаяся) душа», «время жадное не тронет»;
  • синекдоху – «спутницы жизни», «в сединах … он».

Восстановить алтарь Муз и Граций – значит, воспитав нового человека, сделать искусство актуальным, значимым, подчеркнуть его непреходящее значение, привлечь внимание людей. В качестве подношения музам поэт предлагает самые красивые и полезные дары природы – мед и цветы. Река забвения (забытья) в античной мифологии – река подземного царства, из которой души умерших людей пьют забвение своего земного существования – река Лета. В контексте речи автор, упоминая о ней, мечтает стряхнуть бремя забот, забыть о проблемах.

Музы – древнегреческие богини, покровительницы искусств и наук, грации – в древнеримской мифологии богини красоты и изящества, они символизируют эстетическую сторону творчества. Фортуна – древнеримская богиня удачи: оборот «дружить с Фортуной» означает быть удачливым, везучим, уметь извлекать из всего практическую пользу. Автор намеренно делает акцент на том, что музы – покровительницы бессребреников – являются антиподами Фортуны. Поэт ожидает от них самого ценного дара – вдохновения, творческой энергии.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах