«Солнце и Борей» В. Жуковский
Солнцу раз сказал Борей:
«Солнце, ярко ты сияешь!
Ты всю землю оживляешь
Теплотой своих лучей!..
Но сравнишься ль ты со мною?
Я сто раз тебя сильней!
Захочу – пущусь, завою
И в минуту мраком туч
Потемню твой яркий луч.
Всей земле свое сиянье
Ты без шума раздаешь,
Тихо на небо взойдешь,
Продолжаешь путь в молчанье,
И закат спокоен твой!
Мой обычай не такой!
С ревом, свистом я летаю,
Всем верчу, все возмущаю,
Все дрожит передо мной!
Так не я ли царь земной?..
И труда не будет много
То на деле доказать!
Хочешь власть мою узнать?
Вот, гляди: большой дорогой
Путешественник идет;
Кто скорей с него сорвет
Плащ, которым он накрылся,
Ты иль я?..» И вмиг Борей
Всею силою своей,
Как неистовый, пустился
С путешественником в бой.
Тянет плащ с него долой.
Но напрасно он хлопочет…
Путешественник вперед
Все идет себе, идет,
Уступить никак не хочет
И плаща не отдает.
Наконец Борей в досаде
Замолчал; и вдруг из туч
Показало Солнце луч,
И при первом Солнца взгляде,
Оживленный теплотой,
Путешественник по воле
Плащ, ему не нужный боле,
Снял с себя своей рукой.
Солнце весело блеснуло
И сопернику шепнуло:
«Безрассудный мой Борей!
Ты расхвастался напрасно!
Видишь: злобы самовластной
Милость кроткая сильней!»
1827 г.
Анализ стихотворения Жуковского «Солнце и Борей»
Жанр басни, к которому обращается поэт, получает в его трактовке оригинальное звучание, соответствующее традициям европейского романтизма. Басни Жуковского отличаются от творений его знаменитого современника – Ивана Крылова. Народной речи, насмешливому тону и житейской смекалке Жуковский противопоставляет возвышенные лирические интонации и высокие гуманистические идеи, скрытые за аллегорией.
Главные герои басни 1827 г. – антропоморфические образы Солнца и Борея. Портреты действующих лиц психологичны: первый подобен спокойному мудрецу, второй – человеку энергичному и импульсивному, иногда впадающему в азарт.
Неугомонный Борей желает вступить в спор с дневным светилом. Грозный и разрушительный северный ветер претендует на первенство, приоритетную роль в природе. Герой обращается с речью к Солнцу: начав с похвал, оратор ставит под сомнение могущество теплого света. По мнению Борея, тишина – это проявление слабости Солнца. Бесшумному действию оппонента герой противопоставляет свой «обычай»: «рев» и «свист», кружение быстрых вихрей. Антитеза по признакам «тихий», «слабый» – «шумный», «сильный» подкрепляется образованием двух лексических групп с соответствующими значениями.
Оратор, считающий себя кандидатом в «цари земные», переключается на предмет спора. Не дожидаясь ответа оппонента, Борей бросается «с путешественником в бой» и терпит неудачу.
Наконец начинает действовать Солнце, которое все это время хранило молчание, ограничиваясь только ролью пассивного слушателя. Ласковый луч, метафорически уподобленный «взгляду», согревает и «оживляет» путника. Автор отдает явное преимущество герою-мудрецу, награждая его не только победой в споре, но попутно демонстрируя способности, которые лежат за границами пари. Суетливые действия Борея напрасны – Солнце выигрывает без видимых усилий, заодно одаривая путешественника живительной теплотой.
Произведение завершается прямой речью дневного светила. Лексема «шепнуло» еще раз возвращает читателя к основной антитезе, приобретающей обновленный смысл. В тихих словах Солнца содержится главная авторская мысль: истинная сила не у тех, кто активен, зол и самоуверен, а у последователей «милости кроткой» – людей, исполненных спокойствия, доброты, терпения и светлой веры. Морально-философские идеалы в трактовке Жуковского неразрывно связаны с христианской духовностью.