«Дождливое лето» А. Фет
Ни тучки нет на небосклоне,
Но крик петуший – бури весть,
И в дальном колокольном звоне
Как будто слезы неба есть.Покрыты слегшими травами,
Не зыблют колоса поля,
И, пресыщенная дождями,
Не верит солнышку земля.Под кровлей влажной и раскрытой
Печально праздное житье.
Серпа с косой, давно отбитой,
В углу тускнеет лезвие.
Конец 1850-х годов.
Анализ стихотворения Фета «Дождливое лето»
Каждый из нас, кто хотя бы иногда бывал в селе, знает, что самое губительное явление для урожая – засуха. Только деревенские ребятишки радуются череде жарких и солнечных летних дней, ведь такая погода сулит нескончаемые прогулки и возможность не вылезать из ближайшего водоёма. Но для взрослых засушливое лето означает тяжёлый труд: высыхающую почву необходимо поливать, чтобы растения не погибли. Хуже такого только постоянные дожди, ведь в этом случае для спасения урожая ничего нельзя предпринять.
Именно о такой ситуации и пишет в своём лирическом стихотворении «Дождливое лето» Афанасий Афанасьевич Фет. Поэт вырос в деревне, был близок к земле, оттого строки этого произведения звучат так естественно и правдиво. Стихи датируются 1857 либо 1858 гг. Впервые их напечатали в сборнике стихотворений А. А. Фета в 1863 году.
Стихотворение состоит из трёх строф. В каждом четверостишии наблюдается перекрёстная рифма. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Лирического героя в стихотворении нет, а повествование идёт от третьего лица.
Главный приём, использованный в произведении, – это олицетворение. Читая эти строки, читатель не увидит в них присутствия людей. Только некоторые предметы, такие, как орудия крестьянского труда и колокола, указывают на то, что человек всё же существует здесь. Вместо того чтобы описывать крестьянский быт, поэт уделяет внимание природе. Под его пером оживают земля, небеса и другие вещи. Метафорой «слёзы неба» поэт наделяет небеса способностью плакать. Земля предстаёт в виде осмотрительной хозяюшки, с недоверием глядящей на случайного гостя, переменчивое солнце. Впрочем, этот гость всё же кажется желанным, недаром же поэт использовал ласковую форму «солнышко». Даже поля кажутся живыми, когда автор приписывает им способность шевелить колосьями.
Ещё один интересный приём – аллитерация. В первой строфе встречаются слова с повторяющимся звуком «н» («ни», «на», «небосклоне», «звоне», «но» и др.), которые создают эффект монотонности, символизирующий затишье перед наступлением урагана.
Для того чтобы полнее и подробнее отобразить картину непогоды, Афанасий Афанасьевич широко применяет эпитеты. Благодаря красочным выражениям, таким, как «кровля влажная и раскрытая», «праздное житьё», «слёгшие травы», «отбитая коса», картина сельской жизни приобретает детальность и живописность. Отдельного внимания заслуживают выражения «петуший крик» и «в дальном колокольном звоне», в которых слышатся отголоски крестьянской речи. Они добавляют этому спокойному стихотворению уникальный колорит и мелодичность.